По протестам прокуроров пересматривается большинство судебных решений по уголовным делам в столице, сообщили корреспонденту агентства «МинскНовости» в прокуратуре города Минска.
Известно, что прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя. Кроме этого, наши специалисты осуществляют надзор за тем, чтобы судебные решения соответствовали закону, уточнил заместитель прокурора города Минска Казимир Кежун. Защищая права граждан, мы не делаем различий. Каждая из сторон, будь то обвиняемый или осужденный, должны быть услышаны.
В уголовном процессе функция надзора реализуется в том числе и посредством опротестования незаконных, необоснованных и несправедливых судебных решений. Поводом для этого иногда становятся жалобы участников судопроизводства осужденного, оправданного и других.
Впрочем, и сами прокуроры могут истребовать уголовные дела и оспорить принятые по ним решения. Так, в порядке надзора за 9 месяцев 2016 года принесено 110 протестов, из которых удовлетворено 95. Всего по апелляционным и надзорным протестам прокуроров были отменены и изменены судебные приговоры в отношении свыше 1 000 лиц.
Понятно, что мы ставим вопрос об отмене или изменении только необоснованных и незаконных судебных решений, продолжает собеседник. Можем, к примеру, поспорить с судом по части слишком мягкого или слишком сурового наказания, квалификации преступления.
Так, к примеру, в прокуратуру города Минска с жалобой обратилась мать, у которой погиб сын. В ней она указала о несогласии с решением суда в отношении мужчины, виновном в его смерти. Объяснила, что считает наказание слишком мягким.
В тот роковой вечер обвиняемый, который находился в состоянии алкогольного опьянения, подошел к молодому человеку и без какой-либо причины нанес ему удар в голову. Сила была столь велика, что парень упал на асфальт. Позже он скончался в больнице от закрытой черепно-мозговой травмы, осложнившейся отеком головного мозга и легких. В этой истории был еще один потерпевший, который также получил удар в голову. Но ему повезло больше остался жив.
Приговором суда Заводского района обвиняемый был осужден к 11 годам лишения свободы (по ч. 1 ст. 339 «Хулиганство» УК Беларуси и по ч. 3 ст. 147 «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения» УК Беларуси), уточнил Казимир Кежун. Однако определением судебной коллегии по уголовным делам Мингорсуда приговор был изменен, а действия обвиняемого переквалифицированы. Он получил наказание в виде 3 лет лишения свободы (по ч. 3 ст. 147 УК, ч. 1 ст. 144 «Причинение смерти по неосторожности», ч. 1 ст. 339 УК Беларуси). Изучив материалы уголовного дела, мы пришли к выводу, что судом были неверно оценены доказательства и не принят во внимание ряд существенных обстоятельств. Для того чтобы доказать, что у обвиняемого изначально был умысел на причинение телесных повреждений, наши работники пересмотрели видеоматериалы с камер наблюдения ресторана. В итоге были найдены противоречия в выводах суда и заключении судебно-медицинских экспертов. Все это нашло свое отражение в протесте в порядке надзора, который был принесен в президиум Мингорсуда. В конечном итоге незаконное судебное решение было отменено и виновный понес справедливое наказание. Однако есть и обратные примеры, когда прокуроры восстанавливали нарушенные права осужденных, а срок их наказания уменьшался.
Зачастую более детального исследования требуют многоэпизодные дела с большим количеством участников. Так, нередко пересматриваются дела об экономических преступлениях и преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В спорной ситуации прокурорские работники рекомендуют отстаивать свои права и бороться за себя, и не только, до конца. Однако стоит помнить, что есть случаи, когда виновному наказание кажется слишком суровым, но в процессе опротестования оно ужесточается еще больше, резюмировал Казимир Кежун.
По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»