№ 5, май 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Документ дня: в новой редакции изложен Кодекс о судоустройстве и статусе судей

13 января 2017, 16:08

Закон от 22.12.2016 № 13-З «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства» (рег. № 2/2451 от 10.01.2017)

Статьей 1 Кодекса о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс) определяются организация судебной системы Беларуси, задачи и принципы ее деятельности, порядок формирования и компетенция судов. Предусматриваются положения о статусе судьи и народного заседателя, особенности назначения и освобождения от должности судьи Конституционного Суда и судьи суда общей юрисдикции. Также регламентируются вопросы органов судейского сообщества, обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества.

Закрепляется единство статуса и несменяемость судей, условия обеспечения независимости, неприкосновенности судей и народных заседателей. Предусмотрен порядок назначения судей, приостановления и прекращения их полномочий.

В соответствии с Кодексом статус судьи включает предоставление госзащиты (в т.ч. народным заседателям), материального и социального обеспечения за счет государства, а также определение особенностей правового положения судьи в отставке. Так, судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Если в связи с исполнением судьей служебных обязанностей причиняется вред здоровью судьи или членов семьи (иждивенцев) судьи, наступает гибель (смерть) судьи или членов (иждивенцев) судьи, то производятся единовременные выплаты в виде страхового обеспечения в соответствующем размере. Вред, причиненный умышленно утратой (гибелью) или повреждением имущества судьи или членов его семьи в связи с исполнением им служебных обязанностей, подлежит компенсации в полном объеме за счет средств республиканского бюджета.

Верховный Суд наделяется полномочиями по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, организационному и материально-техническому обеспечению органов судейского сообщества с одновременным исключением соответствующих функций из компетенции Минюста и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполкомов.

В Кодексе закреплено право граждан Беларуси участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами. Определены основные положения о статусе народных заседателей, порядок формирования и утверждения списков народных заседателей, привлечения народных заседателей к участию в рассмотрении дел в суде и прекращения их полномочий. Определены гарантии, связанные с исполнением обязанностей народных заседателей.

Изменен порядок формирования и утверждения списков народных заседателей.

Закреплены требования к кандидату на должность судьи суда общей юрисдикции, касающиеся гражданства, возраста, владения государственными языками, образования, стажа работы по специальности, морально-нравственных качеств, сдачи квалификационного экзамена, а также требования, предъявляемые к народным заседателям, несоответствие которым препятствует включению лица в список народных заседателей. Установлен порядок зачисления кандидатом в судьи и прохождения специальной подготовки на должность судьи, проведения аттестации судей; предусматриваются присвоение судьям квалификационных классов, сроки пребывания в квалификационном классе, порядок присвоения, понижения и лишения квалификационного класса.

Условия назначения (избрания) лица на должность судьи Конституционного Суда определены ст. 73 Кодекса.

Также внесены изменения, касающиеся инициативных обращений граждан и организаций, направляемых уполномоченным лицам для возможного обращения этих лиц в Конституционный Суд с предложением о проверке конституционности нормативного правового акта.

В частности, предусмотрен контроль конституционности НПА, примененного в конкретном решении госоргана или в постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в т.ч. ИП, организации (за исключением госорганов), нарушаются их права, свободы и законные интересы. Указанные лица обращаются к Президенту, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд предложений с инициативой о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности таких актов.

Внесены изменения в Закон «О конституционном судопроизводстве». Уточняется законодательное регулирование отдельных вопросов конституционного судопроизводства, в т.ч. связанных с реализацией гражданами и организациями права косвенного доступа к конституционному правосудию.

Уточняется определение термина «инициативное обращение» и нормы, регулирующие порядок направления инициативных обращений, их рассмотрения уполномоченными лицами и внесения предложения, основанного на инициативном обращении, в Конституционный Суд.

Закон вступает в силу с 24.01.2017.

Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by»

 

Новости по теме: