№ 4, апрель 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Проект Закона о судебно-экспертной деятельности разработан в Беларуси

13 апреля 2018, 15:31

«Это серьезный шаг. Вопрос о том, что нужен комплексный нормативный правовой акт, который бы регулировал эту сферу, обсуждался давно. Судебная экспертиза включает работу не только ГКСЭ, но и частных судебных экспертов, и экспертов, которые есть в некоторых ведомствах – их немного, но они проводят исследования, исходя из компетенции ведомств», – сказал председатель Государственного комитета судебных экспертиз (ГКСЭ) Андрей Швед. Деятельность субъектов при проведении судэкспертиз должна основываться на общих методологических основах и принципах.

Необходимость разработки Закона обусловлена тем, что необходимо уточнить и унифицировать полномочия судебного эксперта в уголовном, хозяйственном, гражданском и административном процессах. С созданием Закона впервые будет унифицировано процессуальное законодательство: эксперт будет обладать равными правами и обязанностями вне зависимости от вида процесса, в котором он участвует. Будут приведены к единообразию и права и обязанности лиц, в отношении которых проводится экспертиза, а также участвующих в ее проведении. В этой связи параллельно ведется работа над внесением изменений во все процессуальные кодексы Беларуси.

На законодательном уровне предлагается закрепить сроки производства экспертиз. «Да, мы говорим, что 99 % экспертиз проводятся в течение 30 суток, но этот срок установлен ведомственными актами. Коллеги из правоохранительных органов заинтересованы в том, чтобы на уровне данного акта законодательства были установлены эти сроки», – добавил председатель ГКСЭ.

Проектом Закона предусмотрены и требования, предъявляемые к судебному эксперту. Также необходимо конкретизировать на уровне Закона права эксперта при осмотре места происшествия. Как пояснил А.Швед, речь идет, например, о том, что можно делать судэксперту при обнаружении, фиксации и изъятии вещественных следов, а что – прерогатива исключительно следователя. Серьезным остается вопрос инициативы эксперта при производстве экспертизы: до каких пределов судэксперт может что-то выяснить дополнительно по своей инициативе, а что-то – только по решению следователя, прокурора или судьи.

В проекте Закона определен порядок создания и функционирования реестра судебно-экспертных учреждений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих соответствующую деятельность, с указанием проводимых ими видов (подвидов) судебных экспертиз. Сведения в реестре будут открытыми и будут носить информационный характер. Создание реестра не повлечет ограничения органов, ведущих процесс, в поручении проведения экспертизы иным специалистам.

Предусматривается и создание и ведение реестра методических материалов в сфере судебно-экспертной деятельности, что будет обеспечиваться ГКСЭ. Проект Закона включает и другие важные вопросы. «Проект Закона сейчас обсуждается с нашими коллегами», – отметил председатель комитета. Проводятся все необходимые процедуры, чтобы в этом году внести его на рассмотрение Национального собрания.

Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by» с использованием материалов БелТА

 

Новости по теме:

В Беларуси внесены изменения в порядок расследования несчастных случаев на производстве
20 апреля 2018, 10:54
Постановление Совета Министров Республики Беларусь вступило в силу с 20 апреля.