№ 5, май 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Тайное останется тайным. Как защитить свои персональные данные

4 февраля 2019, 11:16

Реально ли сохранить неприкосновенность частной жизни в эпоху всеобщей информатизации и бума соцсетей? Многие из нас, страдая от навязчивых рекламных рассылок в мобильных устройствах и от беспардонных звонков на домашние телефоны, скорее всего, ответят отрицательно. Но, возможно, они заблуждаются. Эксперты в области защиты персональных данных убеждены: нам есть что противопоставить собирателям конфиденциальных сведений.

Нюансы письменного согласия

Есть великое множество ситуаций, когда приходится делиться с посторонними частной информацией: от регистрации в паспортном столе и поликлинике до пользования интернет-ресурсами и получения банковских и скидочных карт. Кроме того, персональные данные в том или ином объеме доступны милиции, органам предварительного расследования и некоторым другим государственным структурам. Нацбанк владеет информацией о вашей кредитной истории и в ряде случаев может передать ее другим субъектам без вашего согласия. Данные о пациенте разрешено передавать для оказания экстренной медицинской помощи. Все это обоснованно. Во многих других случаях собирать, обрабатывать, хранить информацию о частной жизни и персональные данные, а также пользоваться ими, можно только с вашего письменного согласия.

– Четкой формулировки, что такое письменное согласие, наше законодательство пока не дает, – сетует адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Надежда Хаданович. – Например, Windows рассматривает это как публичную оферту на сайте, с которой вы ознакомились. Каждый трактует законодательство так, как это ему удобнее, понятнее и проще. Хотя в теории письменное согласие – это согласие именно в письменной форме. Но ведь проще вписать в свою публичную оферту фразу: «Настоящим я подтверждаю, что разрешаю осуществлять сбор, обработку, использование, хранение и последующую передачу персональных данных». Пользователи соглашаются. Но куда, кому, с какой целью уходит эта информация, как долго она может храниться? Это нигде не оговаривается.

В результате многие удивляются, когда им начинают названивать представители, допустим, некоего фитнес-центра или на мобильник приходит рекламная рассылка от неизвестной компании. Все просто: личные данные и контакты человека попали в базу посторонней организации, и та ею воспользовалась для рекламы.

План «Перехват»

Корпоративный тренер и консультант по защите персональных данных Алексей Евсей(кстати, в прошлом сотрудник милиции) готов поделиться историями из личного опыта о том, как посторонние могут получить чужую конфиденциальную информацию. Скажем, однажды ему позвонили из районной администрации и попросили уточнить данные о месте учебы детей:

– Начинаю выяснять, откуда у звонившей женщины мои данные. Оказывается, когда-то я подавал заявку на детский садик, с того времени осталась контактная информация. Начальство поручило заняться «всеобучем» вместо отсутствующей коллеги и предоставило доступ к базе данных.

Впрочем, всяким звонителям можно дать отпор, считает эксперт. Достаточно перехватить инициативу и попросить собеседника идентифицировать себя: назвать полные Ф.И.О., телефоны, адрес электронной почты и т.п. По опыту Алексея Евсея, в 90 % случаев общение прекратится.

– Это говорит о том, что словесный барьер отпугивает мошенников и тех, кто пытается получить информацию в негативных целях. Подобную тактику можно применять и к тем, кто названивает по телефону и предлагает услуги. Поинтересуйтесь, как зовут звонящего, какова его должность, координаты, фамилия и телефон начальства, пообещайте перезвонить. Скорее всего, вас вычеркнут из базы данных как неудобного клиента.

Продолжение следует

Защита личной информации в контексте информационной безопасности стала одной из главных тем прошедшего в Минске форума «День защиты персональных данных-2019». Его участники также в ходе дискуссии пытались определить, кто в ответе за приватность в IT-cтране. Вывод ожидаемый: все заинтересованные стороны – граждане, бизнес и государство.

Компромисс между частным и общественным интересом, а также правовое регулирование, способное обеспечить эффективную защиту без негативного воздействия на цифровой прогресс, должен быть достигнут благодаря разрабатываемому ныне проекту закона «О персональных данных». Предполагается, что он будет внесен в Палату представителей Национального собрания уже в апреле.

СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ

Проект закона «О персональных данных» оговаривает правила получения согласия субъекта персональных данных на сбор, обработку (за исключением обезличивания), распространение и предоставление такой информации. Согласие может быть получено:

  • в письменной форме;
  • в виде электронного документа;
  • в иной электронной форме (указание или выбор кода после получения СМС либо сообщения на E-mail, простановка галочки или иной отметки на интернет-ресурсе, другие способы, позволяющие установить факт получения согласия).

Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by» с использованием материалов СБ. Беларусь сегодня, автор: Александр Нестеров

 

Новости по теме: