№ 9, сентябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Сокращение компаниями персонала дает обратный эффект - эксперт

22 апреля 2009, 9:31

Попытки ряда компаний оптимизировать структуру и сократить персонал без учета мирового опыта зачастую дают обратный эффект, в результате предприятия несут дополнительные убытки, заявила в интервью директор департамента корпоративного обучения Moscow Business School Наталья Краснова.

"Несмотря на то, что перед компанией стоит задача избавиться от "балласта" - на практике чаще всего под сокращение попадают наиболее эффективные работники, то есть те, кто может составить конкуренцию руководителям департаментов", - отметила Н.Краснова.

В качестве примера собеседница привела реальный пример из опыта одной из российских компаний. "Когда директору департамента пришла разнарядка сократить 10% персонала, он избавился от тех, кто может справиться с его обязанностями и стать причиной уже его увольнения. В результате руководитель решил свою проблему - его заменить некем. Проблемы же компании только усугубились", - рассказала Н.Краснова. "Люди есть люди и на первом плане у них личное благополучие, а не благополучие компании. Каждый решает свои проблемы", - резюмировала эксперт.

По ее словам, наиболее остро проблема оптимизации персонала стоит перед крупными предприятиями, несущими социальную ответственность. "Эта проблема актуальна для России, думаю, и для Беларуси также: такие предприятия, возможно, и хотели бы уволить часть сотрудников, но нельзя - руководству придется отвечать за это. Приходится оптимизировать структуру, хотя процесс этот достаточно сложный", - подчеркнула Н.Краснова.

Как отмечает эксперт, о сокращении персонала стоит думать в последнюю очередь - есть другие, более продуктивные инструменты, в частности, переобучение или территориальное перемещение персонала. В то же время Н.Краснова утверждает, что действия ряда российских компаний далеки от логики: "в России некоторые компании в октябре-ноябре прошлого года сократили до 40% работников в надежде, что остальные смогут "закрыть" образовавшуюся брешь. В первую очередь речь идет о IT- специалистах, маркетологах, PR-менеджерах. Однако на практике оказалось, что заменить их некем! В результате пошла волна наймов. Работодатели разводят руками: "извините, погорячились:".

Также эксперт отметила, что надежды работодателей на появление на рынке в связи с кризисом "дешевых" специалистов высокого класса практически не оправдались. "Имеющиеся на рынке специалисты не хотят трудиться так, как компании изначально рассчитывали - много работы за "три копейки". У нас был серьезно перегретый рынок труда, и даже с кризисом счастье не наступило - кандидаты стал немного лояльнее, но работать "за еду" все равно не согласны. Работодатели по-прежнему не могут единолично диктовать условия", - утверждает Н.Краснова.

Еще одна особенность опыта российской "оптимизации персонала" - сокращение в компаниях целых департаментов и направлений, работающих над развитием сотрудников, производства, новыми инвестиционными проектами. "Когда становится вопрос о выживании - уже не до развития. Если рассуждать логично, то такие компании лишают себя будущего", - комментирует ситуацию собеседница, отмечая при этом, что, "кризис потому и кризис, что логики в действиях компаний нет - есть эмоции и паника".

"Сейчас надо работать под лозунгом "кризис - это время кадрового резерва". Когда людей учат? Когда "не сезон". Так вот, кризис - это большой "не сезон". Есть время подготовиться к прыжку - завершится кризис, наступит "счастье", а в компании уже есть подготовленные для развития люди", - советует эксперт. "Как показала практика - а жизнь мудрее, чем все теории вместе взятые - компании, нещадно сокращавшие департаменты развития возвращают их назад. Сейчас начинают приниматься более взвешенные и просчитанные решения, руководство компаний поняло, что жизнь не заканчивается, им надо будет работать и через год, и через пять", - резюмировала Н.Краснова.

www.interfax.by