№ 12, декабрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2009 г. № 510 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности

Рубрика «Правовая информация»

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 октября 2009 г. № 510

 

О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности
в Республике Беларусь

 Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 20 октября 2009 г. № 1/11062

 

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28.10.2009, № 253, 1/11062)

 

<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>

 

В целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования:

1. Установить, что проверки* организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика (далее - обособленные подразделения), представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (далее, если не указано иное, - проверяемые субъекты), вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемый настоящим Указом (далее - контролирующие (надзорные) органы).

Тема проводимой проверки должна соответствовать компетенции контролирующего (надзорного) органа.

2. Требования настоящего Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов, проверяемых субъектов.

3. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами.

Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, кроме указанных в части первой настоящего пункта, а также физическими лицами запрещается.

4. Запретить, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5 настоящего Указа, проведение проверок в течение двух лет со дня:

  • государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
  • присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций;
  • создания - представительств иностранных организаций;
  • первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) - лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность;
  • первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

5. В течение срока, установленного в пункте 4 настоящего Указа, могут назначаться внеплановые проверки:

по поручению Президента Республики Беларусь;

Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций**) на сумму, превышающую 1000 базовых величин;

*Для целей настоящего Указа под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово­-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

**Для целей настоящего Указа термин «финансовая операция» имеет значение, определенное в Законе Республики Беларусь от 19 июля 2000 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201).

по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансировании террористической деятельности;

при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государ­ственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Такие проверки могут назначаться только при наличии оснований и с соблюдением условий, определенных в абзаце втором части второй подпункта 9.1 пункта 9 настоящего Указа;

соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно­-монтажных работ, а также соответствия используемых при строи­тельстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

для расследования причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследования аварий, в том числе строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, дорожно­-транспортных происшествий;

Национальным банком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;

использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности). При этом проверка иной осуществляемой таким субъектом деятельности не проводится;

для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово­-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово­-хозяйственным операциям (далее - встречная проверка);

для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (далее - контрольная проверка);

для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок (далее - дополнительная проверка);

по заявлению проверяемого субъекта.

Внеплановые проверки в соответствии с частью первой настоящего пункта назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением иных требований настоящего Указа.

6. По истечении срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа, проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (далее - плановая проверка):

  • в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утверждаемыми настоящим Указом;
  • на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

7. Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

  • к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;
  • к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет;
  • к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, - не назначаются в одном из следующих случаев:

  • по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;
  • на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

8. Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Сроки назначения плановой проверки исчисляются контролирующим (надзорным) органом со дня окончания им предыдущей плановой проверки, назначенной после вступления в силу настоящего Указа. При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного в пункте 4 настоящего Указа. Порядок установления сроков проведения совместных проверок определяется Комитетом государственного контроля.

9. Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов (далее - внеплановые проверки):

9.1. назначаются:

  • по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;
  • Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;
  • Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;
  • руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.

Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка - назначена лицами, перечисленными в части первой настоящего подпункта, по следующим основаниям:

  • при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки). При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в том числе руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок;
  • использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной под­держки;
  • значительный рост (не менее чем в два раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки. Такие проверки проводятся контролирующими (надзорными) органами, уполномоченными настоящим Указом на осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о транспортной деятельности, обеспечением безопасности дорожного движения;
  • существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, не являющихся банками (далее - банки), юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга*, исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности; невыполнение предписания Национального банка; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов; необходимость проверки готовности таких юридических лиц к внедрению новых подходов к осуществлению и организации деятельности, оценке рисков и управлению ими, оценке достаточности нормативного капитала, составлению отчетности, установлению новых пруденциальных требований и (или) процедур либо оценке результатов апробации на практике перспективных методологических подходов (в том числе по проектам, принятым в порядке эксперимента), а также по иным основаниям, определенным Национальным банком, в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;

9.2. назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по следующим основаниям:

  • реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Республики Беларусь, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);
  • проведение дополнительной проверки;
  • поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
  • получение доказательств по делу об административном правонарушении;
  • возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-­инструментальных исследований);
  • необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством;
  • необходимость оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (далее - внеплановая тематическая оперативная проверка). Такие проверки вправе проводить контролирующие (надзорные) органы, определенные в пункте 10 настоящего Указа;
  • расследование причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследование аварий, в том числе строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно­транспортных происшествий;
  • проведение государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;
  • необходимость проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно­монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
  • проведение встречной проверки;
  • необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);
  • проведение контрольной проверки;
  • заявление проверяемого субъекта.

 

*Для целей настоящего Указа термин «банковский холдинг» применяется в значении, определенном статьей 35 Банковского кодекса Республики Беларусь.

10. Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком и его главными управлениями по областям, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами.

11. В рамках ведомственного контроля*могут проводиться исключительно:

  • плановые проверки не чаще одного раза в два года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска;
  • внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Проведение ведомственного контроля осуществляется в соответствии с пунктом 4, абзацем четвертым части первой пункта 5, абзацем первым пункта 6, пунктами 8, 12-17 настоящего Указа, утверждаемым им Положением о порядке организации и проведения проверок и не исключает проведения проверок контролирующими (надзорными) органами.

12. Проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки, не допускается, за исключением проверок, проводимых по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, осуществляемых Национальным банком, дополнительных и встречных проверок, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля.

13. Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Определенный в части первой настоящего пункта период, за который проводится проверка, не ограничивается в случаях:

  • проведения проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
  • осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
  • проведения проверки соблюдения бюджетного и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
  • осуществления надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;
  • обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
  • проведения проверки объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
  • осуществления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проведения дополнительных и встречных проверок.

14. Контролирующий (надзорный) орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги), за исключением случая, предусмотренного в части третьей настоящего пункта, а также проверки с использованием метода контрольной закупки товарно­материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), при осуществлении которой такие сведения вносятся в указанную книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно­материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).

В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

При проведении проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно­-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения о ее проведении вносятся в журнал производства работ.

*Для целей настоящего Указа под ведомственным контролем понимается контроль, осуществляемый органами и организациями (их структурными подразделениями (подчиненными организациями), отнесенными к органам ведомственного контроля перечнем контролирующих органов с указанием сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемым настоящим Указом, для обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами требований законодательства.

Формы книги учета проверок, журнала производства работ и правила их ведения утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

15. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается.

Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

16. Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением возмещения (оплаты) в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов.

17. При отсутствии у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, контролирующий (надзорный) орган в пределах своей компетенции вправе определять в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

18. Не являются административными правонарушениями:

  • неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более одного процента от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно­материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.

Положения части первой настоящего пункта применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.

19. Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь к грубым, вправе внести в регистрирующий орган* представление о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, в лицензирующий орган - об аннулировании специального разрешения (лицензии), выданного лицу, осуществляющему частную нотариальную деятельность. На основании данного представления регистрирующий орган вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а лицензирующий орган - принять решение об аннулировании выданного специального разрешения (лицензии).

При принятии хозяйственным судом решения о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с частью первой настоящего пункта собственник имущества (учредитель, участник) ликвидированного юридического лица, физическое лицо, деятельность которого прекращена, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности).

При принятии лицензирующим органом решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) в соответствии с частью первой настоящего пункта лицо, осуществлявшее частную нотариальную деятельность, вправе обратиться за получением специального разрешения (лицензии), необходимого для осуществления данной деятельности, по истечении года со дня принятия решения об аннулировании выданного специального разрешения (лицензии).

20. Утвердить прилагаемые:

  • Положение о порядке организации и проведения проверок;
  • перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности;
  • критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

*Под регистрирующими органами для целей настоящего Указа понимаются государственные органы и организации, перечисленные в пункте 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 1/10418).

21. Настоящий Указ не применяется при осуществлении:

  • контроля (надзора) за соблюдением законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе проверок, проводимых при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;
  • контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области национальной безопасности государства в военной сфере, за обеспечением защиты государственных секретов государственными органами, юридическими и физическими лицами, а также государственного контроля за деятельностью по обеспечению государственных органов и иных юридических лиц правительственной и оперативной связью, за обеспечением безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи, за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения;
  • охранных мероприятий в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 мая 2009 года «О государственной охране» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 2/1568);
  • правосудия, а также уполномоченными государственными органами процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-­процессуальным кодексом Республики Беларусь, оперативно-розыскной деятельности;
  • пограничного контроля, а также санитарно-­карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, автомобильного и иных видов контроля, проводимых на Государственной границе Республики Беларусь;
  • таможенного контроля (за исключением проведения таможенных проверок);
  • экспортного контроля;
  • обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • проверок наличия и ведения учета движения и состояния качества материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов в организациях, осуществляющих хранение этих материальных ценностей;
  • контроля (надзора) за соблюдением законодательства о политических партиях и других общественных объединениях, их союзах (ассоциациях), республиканских государственно-общественных объединениях, их организационных структурах, фондах;
  • мероприятий по выявлению имущества юридического лица или индивидуал

    Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 12 (107), декабрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.