№ 1, январь 2011

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Оформление и представление документов для назначения пенсий

Рубрика «Социальная защита»

Л.М. Яшкова, заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Порядок представления работающих граждан к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон) и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»[1].

В соответствии со ст. 76 Закона работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее - органы по труду, занятости и социальной защите).

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляются работодателем по месту последней работы заявителя. Перечень необходимых для назначения пенсии документов приведен в разделе II Положения. В зависимости от вида пенсии это может быть разный комплект документов. Однако обязательными для назначения любого вида трудовой пенсии являются документы:

  • удостоверяющие личность;
  • подтверждающие стаж работы;
  • о заработке. 

на заметку

Трудовыми пенсиями являются пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Все они назначаются лицам, подлежащим в период работы или занятия иными видами трудовой деятельности государственному социальному страхованию и уплачивающим обязательные страховые взносы, при соблюдении условий, установленных законодательством. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты страховых взносов не менее 5 лет.

В целях обеспечения в организации работы по оформлению и представлению документов для назначения пенсии работодатель должен определить ответственного работника (группу) (далее - представитель работодателя). Назначение такого работника закрепляется приказом или распоряжением работодателя. Как правило, выполнение такой работы возлагается на работника (может быть, нескольких), который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек.

СПИСКИ УХОДЯЩИХ НА ПЕНСИЮ

Представитель работодателя ежегодно в начале каждого года на работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, на основании трудовых книжек и личных карточек составляет списки. В эти списки включаются работники, приобретающие право на пенсию:

  • по возрасту на общих основаниях (т.е. по достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и при наличии соответственно стажа работы не менее 25 (20) лет, в том числе не менее 5 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов на цели государственного социального страхования);
  • по возрасту за работу с особыми условиями труда либо на льготных основаниях. Пенсии по возрасту на льготных основаниях - это пенсии, которые назначаются отдельным категориям лиц при наличии определенного статуса. В частности, такие пенсии назначаются инвалидам войны, инвалидам с детства, многодетным матерям, матерям погибших военнослужащих, родителям детей-инвалидов с детства и др. Включение таких категорий работников в список возможно при наличии у работодателя необходимой информации об их статусе (например, о том, что конкретная работница является многодетной матерью, матерью ребенка-инвалида и т.д.).

Важно отметить, что для обеспечения своевременного представления таких работников к назначению пенсии работодатель должен проводить соответствующую работу по информированию работников об их правах и обязанностях в сфере пенсионного обеспечения. Такую работу выполняют органы по труду, занятости и социальной защите и средства массовой информации, которые доводят до всеобщего сведения нормативные правовые акты в области пенсионного обеспечения путем официального опубликования их в официальных изданиях, по телевидению и радио и посредством иных способов распространения информации. Вместе с тем должного эффекта от указанной работы можно достичь только совместными действиями работодателей, работников и органов по труду, занятости и социальной защите;

  • за выслугу лет.

Списки формируются в хронологическим порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию по следующей форме:

С П И С О К

работников, у которых возраст, необходимый

для назначения пенсии, наступает

в _______году

 

№ п/п

 

Фамилия, имя, отчество

 

Дата рождения

 

Наименование должности, профессии, цеха, отделения

 

Основания

назначения пенсии

Стаж работы

 

Примечание

 

общий

 

специальный

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

 

Список составляется в целях планирования работы по подготовке и представлению документов для назначения пенсии и осуществления предварительной работы по подготовке комплекта соответствующих документов на каждого работника.

В списке данные о дате рождения указываются на основании документа, удостоверяющего личность:

  • для белорусских граждан - паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • для иностранных граждан и лиц без гражданства - национальный паспорт и (или) вид на жительство, удостоверение беженца.

Если в паспорте записан только год рождения без обозначения месяца и числа, то за дату рождения принимается первое июля; если только год и месяц без обозначения числа, то днем рождения считается 15 число соответствующего месяца.

СТАЖ РАБОТЫ

Сведения о стаже работы, в том числе специальном, вносятся в список на основании данных трудовых книжек и других подтверждающих документов. При этом следует руководствоваться ст. 51-54 Закона и Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий[2].

В стаж работы для назначения трудовой пенсии засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов уплачивались обязательные страховые взносы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. Кроме того, наравне с периодами уплаты страховых взносов в стаж работы могут засчитываться иные предусмотренные законодательством периоды деятельности без уплаты обязательных страховых взносов. К ним относятся: военная служба, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за детьми и инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, период обучения по дневной форме в учреждениях образования и т.д. Такие периоды включаются в стаж с учетом условий и в порядке, предусмотренных законодательством.



[1] Утверждено приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 с последующими изменениями и дополнениями (далее - Положение).

[2] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 с последующими изменениями и дополнениями (далее - Положение о стаже).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (120), январь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.