Все новости
Правила приема в вузы: касается каждого. Разъясняем смысл и суть предлагаемых нововведений
6 декабря 2022, 15:00
В белорусские университеты будут зачислять по результатам двух централизованных экзаменов (по языку и на выбор), одного централизованного тестирования, а также среднего балла аттестата. Плюс характеристика из школы, которая позволит судить о личностных качествах абитуриента. Новшества предстоящей вступительной кампании до наступления нового года должны обрести законченную форму и появиться во всеобщем доступе.
Объективная оценка
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович убежден, что новая система позволяет объективно оценить каждого абитуриента с учетом его особенностей и при этом не упустить одаренных выпускников.
Правила предусматривают зачисление без вступительных экзаменов победителей вузовских олимпиад и выпускников Национального детского технопарка, аргументировал он. На целевую подготовку мы будем принимать по внутреннему вступительному экзамену. То есть те, кто идет по направлению, будут подавать результаты не ЦТ, а сдавать внутренний устный экзамен в вузе. И средний балл аттестата будет приниматься в расчет.
Второе преимущество новой системы большая адресность выбора специальности и вуза.
Абитуриенты сдают два ЦЭ и ЦТ и в итоге имеют три сертификата на руках, говорит специалист. Сейчас можно сдать и четыре ЦТ, что, как показывает опыт, вызывает излишнее желание получить кучу сертификатов. В результате у молодого человека размывается цель, он не знает, кем хочет быть, ему «абы поступить». Новые правила вынуждают делать более четкий выбор, и к тому же уменьшается нагрузка на абитуриента. Ведь сегодня в школе четыре выпускных экзамена, а потом еще три или четыре централизованных тестирования зачастую по тем же предметам. А в этом году будет только два централизованных экзамена, они же выпускные. Сдал и сертификаты можно предъявить в приемную комиссию.
Ну и третий серьезный плюс обновленной системы приема в вузы этапность.
Вот в феврале пройдет заключительный этап вузовских олимпиад, говорит Сергей Касперович. Вузы их проведут и одаренные ребята, занявшие 13-е места, будут уже зачислены без вступительных экзаменов. Остальные участники, если они четко знают, кем хотят быть и где работать, могут попробовать себя в формате целевой подготовки. Не получится на этих этапах пойдут поступать по результатам двух централизованных экзаменов и одного тестирования.
Личность баллов не добавит, но авторитета да
Сергей Касперович прокомментировал также такой новый элемент системы приема в вузы, как характеристика из школы (с места работы).
Это обязательный документ при поступлении, сказал специалист. Однако дополнительных баллов она не дает. Ее цель дать представление не о том, как человек учился (это видно из аттестата), а судить о личности абитуриента, чтобы оперативно, с первого семестра вовлечь его в общественную жизнь. То есть это важная информация для деканата, руководителей творческих коллективов, спортивных секций, кураторов групп и воспитателей.
Уже разработан документ, в котором регламентированы единые требования к характеристике.
Она должна содержать краткие сведения о деловых, нравственных и коммуникативных качествах, психологических особенностях, участии в общественно-политической жизни школы и класса, в мероприятиях гражданско-патриотической и трудовой направленности, отражать индивидуальные достижения от спортивных до творческих. Такие данные важны для выбора лидеров групп в вузах, вовлечения первокурсников в различные общественные структуры университета советы факультетов и университета. Сейчас на выявление активных ребят требуется немало времени.
Не усложнит ли внедрение новшеств работу школ и других учреждений образования?
Серьезных осложнений я не вижу, считает Сергей Касперович. Характеристики, например, были и раньше. Новое только в том, что она будет единой формы. Так ее можно писать не в последний день, а собирать информацию во время учебы, а затем рассмотреть на педсовете.
Что касается организации площадок для проведения централизованных экзаменов, то они уже запланированы на базе 97 учреждений образования.
Создание еще пары десятков таких пунктов особых затруднений не вызовет, отметил Сергей Касперович.
Источник:
pravo.by