№ 4, апрель 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Все новости

Как белорусы будут работать на «удаленке» в 2024: новые правила в Трудовом кодексе

5 февраля 2024, 16:40

С 1 января 2024 года в Трудовом кодексе (ТК) значительно поменялись подходы по вопросам выполнения дистанционной работы.

Как правильно оформить «удаленку»?

Установление или отмена дистанционной работы признается изменением существенных условий труда (СУТ) на уровне ТК.

На практике такой подход существовал и ранее, однако сейчас данное обстоятельство прямо закреплено в ТК. Дистанционная работа может устанавливаться как при заключении трудового договора, так и в процессе труда.

Если в процессе деятельности у нанимателя возникла необходимость вернуть дистанционного работника обратно в офис или, наоборот, перевести офисного работника на дистанционную работу – такие изменения необходимо оформлять через изменение существенных условий труда с соблюдением установленной процедуры.

Изменить СУТ без соблюдения установленной процедуры можно, если такие изменения происходят по соглашению сторон.

Для изменения СУТ нанимателю необходимо:

  • обосновать изменения причинами производственного, экономического и (или) организационного характера (т.е. просто так изменить СУТ в одностороннем порядке наниматель не может);
  • издать приказ об изменении СУТ;
  • уведомить работника за 1 месяц до введения изменений и получить его согласие на такие изменения.

Отказ работника от работы в связи с изменившимися СУТ является основанием для прекращения трудового договора (п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК).

Новые виды дистанционной работы

После вступления в силу изменений ТК работники смогут выполнять дистанционную работу:

  • постоянно;
  • временно – не более чем 6 месяцев непрерывно в течение календарного года (устанавливается приказом (распоряжением) нанимателя и не требует внесения изменений в трудовой договор);
  • комбинированно – чередуя дистанционную работу и работу по месту нахождения нанимателя (комбинированная работа также может выполняться как временно, так и постоянно).

Изменение вида дистанционной работы (например, с постоянной на временную) также является изменением существенных условий труда.

Трудовой договор с дистанционным работником станет «легче»

На данный момент вопросы выполнения дистанционной работы необходимо фиксировать на уровне трудового договора с каждым работником. С 1 января 2024 года наниматель вправе установить все условия дистанционной работы в локальном правовом акте, а в трудовых договорах – лишь сделать к нему отсылку.

Изменяется порядок обмена документами с дистанционным работником

Теперь наниматель и дистанционный работник смогут по соглашению между собой определять, требуется ли им обмениваться копиями документов на бумажных носителях в случаях, когда с документами работник должен быть ознакомлен под подпись. Сейчас это делать обязательно, если ознакомление дистанционного работника с документами происходит путем обмена файлами с текстом этих документов.

 

myfin.by

Новости по теме: