№ 10, октябрь 2002

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Коучинг: новые горизонты менеджмента

Рубрика «Управление персоналом»

Олег Силявский, директор инновационно-тренинговой компании «Практикум», оргконсультант, бизнес-тренер, коуч

С развитием профессионального менеджмента руководителям организаций и компаний постоянно приходится осваивать все новые понятия. Еще не так давно само слово «менеджмент» было чем-то необычным для нашего слуха, а теперь каждый день открывает новые страницы в книге профессионального мастерства руководителя. «Интеллектуальные технологии», «логистика», «структуризация», «позиционирование», вот теперь еще и «коучинг»! Стоит ли это новшество того, чтобы уделить ему пристальное внимание, а тем более включить в перечень средств руководителя? Что это? Новая модная игрушка для больших боссов? Или же это серьезный и продуктивный инструмент, способный принести реальные производственные и финансовые результаты для организаций и людей его использующих? Об этом и пойдет речь в статье.

Суть и цели коучинга

Коучинг — явление для нашего бизнеса действительно новое. И хотя на Западе (как это обычно бывает) коучинг используется уже давно, а деловая Москва сейчас переживает настоящий бум по поводу коучинга, в Беларуси этот метод работы с людьми в организациях только начинает получать свое признание. Собственно, есть консультанты (правда, немного), которые профессионально занимаются коучингом, есть и организации, где такая работа проводится. Просто теперь появилось звучное иностранное название и профессионально-методическая основа такой практики.

Итак, что же такое коучинг? Это, в первую очередь, методика выявления и раскрытия потенциала личности и группы (команды) в той профессиональной сфере, в которой они работают. Это способ добиться значительно более высоких результатов в бизнесе при тех же ресурсах. Это новый стиль управления людьми в организациях, основанный на высвобождении человеческих возможностей для достижения корпоративных целей.

Коучинг применяется в любом бизнесе — от производства до розничной торговли, от сферы обслуживания до финансовых услуг. Собственно специфика бизнеса не является для коучинга проблемой, поскольку направлен он не на улучшение формальных процессов и операций, а на совершенствование людей, которые осуществляют эти операции. Вообще-то область применения его значительно более широкая. Например, отличные результаты дает использование коучинга в образовании, в спорте, да и вообще в любой сфере, где есть ориентация на достижения и развитие. Бизнес же наиболее удачное для коучинга поле, поскольку бизнес — это люди. И от интеллектуальных способностей, энергичности, а главное, результативности людей зависит успех организаций, в которых они работают.

Принципы коучинга основаны на передовых достижениях западной психологии, практических наблюдениях менеджмента и древней восточной мудрости, сочетание которых позволяет применять коучинг в любой стране мира. Прямой перевод термина как «наставничество», «воодушевление», «тренировка» мало что дает для понимания сути коучинга (так же как перевод понятия «маркетинг» — деятельность на рынке — нисколько не раскрывает сути маркетинга). Коучинг — это метод получения новых достижений. Но он настолько же определяет способ, которым цели достигаются, насколько и то, что достигается. Его применение дает результаты во многих измерениях за счет работы с самым главным измерением — человеком.

Каким образом коучинг может повлиять на результативность руководителей, сотрудников и команд?

Обучаемые (это могут быть и сотрудники компании, если в качестве коуча выступает руководитель) не столько получают готовые решения, сколько принимают их сами, направляемые коучем. Эффективность таких решений оказывается значительно более высокой. При этом увеличивается степень осознанности и ответственности действий сотрудников, а, с другой стороны, раскрывается и вовлекается в дело внутренняя мотивация, значительный деятельностный потенциал, присущий каждому человеку.

На практике оказывается, что коучинг одним выстрелом убивает несколько зайцев:

• Способствует достижению успехов (личных или коллективных), новых, более высоких результатов в бизнесе.

• Совершенствует профессиональное мастерство обучаемого. Вместо привычной уже для многих зависимости от экспертов обучение идет как бы изнутри, формируя тем самым уверенность и личную силу.

• Повышает осознанность в действиях профессионала (руководителя или работника), степень концентрации на решении задач и уровень ответственности за результат.

• Раскрывает и приводит в действие систему мотиваций, присущую человеку от природы, для работы, профессионального и личностного роста.

Кроме того, коучинг — это еще и призыв к фундаментальным преобразованиям в стиле управления и культуре менеджмента. Использование коучинга дает возможность строить организацию на совершенно ином основании, когда успехи в бизнесе достигаются не посредством людей, а вместе с людьми. Когда каждый сотрудник компании не сопротивляется переменам, а наоборот, сам является двигателем, носителем организационного развития и успеха.

Руководители могут использовать коучинг для выполнения следующих задач:

• целеполагание и планирование

• разработка стратегии

• делегирование полномочий

• исполнение задач

• решение проблем

• формирование команды

• оценка работы

• мотивация персонала

• развитие сотрудников

А теперь стоит ответить на главный вопрос: нужен ли организации коучинг? Ответ прост — не нужен. Любая организация (как и любой специалист) может, совершенно точно, обойтись в своей деловой жизни без коучинга. Как многие компании могут обойтись без маркетинговых исследований, программ обучения персонала, информационных технологий и даже (сейчас в это трудно поверить, но, право же, можно обойтись) без компьютеров. То есть коучинг — это не предмет первой необходимости в управлении бизнесом, а, скорее, роскошь. Но эта «роскошь» позволяет значительно продвинуть компанию (или профессионала) в материальном и духовном плане.

Коуч-преподаватель

Это специалист, владеющий знаниями как минимум из двух областей. Первая — это природа человеческой активности, психология профессиональной деятельности. Коуч должен очень хорошо знать, как увеличить продуктивность специалиста, основываясь на изменениях его мышления и поведения. Вторая — это та сфера деятельности, в которой работают обучаемые. Доказано, что коучинг может иметь хороший эффект, даже если коуч совершенно незнаком со спецификой профессии обучаемого. Ведь работает коуч не на уровне инструментальных решений, а на глубинном уровне. Однако наиболее эффективного результата можно достичь путем совмещения обеих областей деятельности в лице коуча.

Коучинг руководителей

Рассмотрим, чем может быть полезен коуч, когда он является внешним консультантом по отношению к организации. Наиболее распространенный запрос — это коучинг высших руководителей. На то есть несколько причин. Одиночество.

«Свежий ум».

Катализатор.

Усталость от экспертов.

О том, как это делается, — в наших последующих публикациях.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (21), октябрь 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.