Становление Республики Беларусь как суверенного государства, социальноэкономические изменения, произошедшие в начале 90х гг., обусловили необходимость реформирования системы образования. В целях определения путей развития образования была организована работа по концептуальнопрограммному обеспечению реформационных процессов.
Первым шагом в этом направлении явилось создание Концепции реформы общеобразовательной средней школы, принятой Правительством в 1996 г., а затем разработанной на ее основе Программы реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 461. Одной из задач реализации Программы является разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» Министерство образования Республики Беларусь постановлением от 24 мая 2002 г. № 21 ввело с 1 сентября 2002 г. 10балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся, обеспечивающих получение общего среднего и профессиональнотехнического образования.
Среди основных факторов, обусловивших введение 10балльной системы оценивания учебных достижений учащихся, можно назвать следующие:
– приведение системы оценивания в соответствие с ведущими принципами личностноориентированного образования, педагогики индивидуальности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений ученика, а не его недостатков;
– построение инвариантной, интегральной оценочной шкалы, учитывающей количественные, качественные показатели и результативность всех видов учебной деятельности учащихся, их индивидуальные особенности в условиях разноуровневого (базового, повышенного и углубленного) обучения;
– неадекватность оценивания учебнопознавательной деятельности учащихся воспроизводящего и продуктивного характера на разных этапах усвоения учебного материала;
– низкая стимулирующая, диагностическая и прогностическая функции 5балльной системы оценивания;
– отсутствие в применяемой 5балльной (фактически 4балльной) шкале и ее критериальной основе возможностей учета проявления индивидуальных свойств личности при текущем поурочном контроле;
– завышенные критерии и предметные нормы оценки на отметку «3» (удовлетворительно) для тех учащихся, которые в силу своих индивидуальных особенностей и познавательных возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона усвоения по большинству учебных курсов и предметов;
– использование подчас неудовлетворительной отметки как орудия подавления личности, нагнетания состояния страха и тревожности у обучающихся и др.
Важным этапом педагогического процесса всегда являлась проверка (контроль) результатов учебной деятельности учащихся, призванная установить степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся, а также выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства.
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический и итоговый.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (22), ноябрь 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.