№ 11, ноябрь 2002

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально­технического образования

Рубрика «Образование»

Е.В. Острога,юрист

Становление Республики Беларусь как суверенного государства, социально­экономические изменения, произошедшие в начале 90­х гг., обусловили необходимость реформирования системы образования. В целях определения путей развития образования была организована работа по концептуально­программному обеспечению реформационных процессов.

Первым шагом в этом направлении явилось создание Концепции реформы общеобразовательной средней школы, принятой Правительством в 1996 г., а затем разработанной на ее основе Программы реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 461. Одной из задач реализации Программы является разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» Министерство образования Республики Беларусь постановлением от 24 мая 2002 г. № 21 ввело с 1 сентября 2002 г. 10­балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально­технического образования.

Среди основных факторов, обусловивших введение 10­балльной системы оценивания учебных достижений учащихся, можно назвать следующие:

– приведение системы оценивания в соответствие с ведущими принципами личностно­ориентированного образования, педагогики индивидуальности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений ученика, а не его недостатков;

– построение инвариантной, интегральной оценочной шкалы, учитывающей количественные, качественные показатели и результативность всех видов учебной деятельности учащихся, их индивидуальные особенности в условиях разноуровневого (базового, повышенного и углубленного) обучения;

– неадекватность оценивания учебно­познавательной деятельности учащихся воспроизводящего и продуктивного характера на разных этапах усвоения учебного материала;

– низкая стимулирующая, диагностическая и прогностическая функции 5­балльной системы оценивания;

– отсутствие в применяемой 5­балльной (фактически 4­балльной) шкале и ее критериальной основе возможностей учета проявления индивидуальных свойств личности при текущем поурочном контроле;

– завышенные критерии и предметные нормы оценки на отметку «3» (удовлетворительно) для тех учащихся, которые в силу своих индивидуальных особенностей и познавательных возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона усвоения по большинству учебных курсов и предметов;

– использование подчас неудовлетворительной отметки как орудия подавления личности, нагнетания состояния страха и тревожности у обучающихся и др. Важным этапом педагогического процесса всегда являлась проверка (контроль) результатов учебной деятельности учащихся, призванная установить степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся, а также выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства.

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический и итоговый.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (22), ноябрь 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.