№ 5, май 2002

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Правовое регулирование профессионального обучения на производстве

Рубрика «Профессия»

Л.Я. Островский, кандидат юридических наук

Термин профессиональное обучение на производстве введен Кодексом законов о труде Республики Беларусь в редакции 1994 г. (до этого оно называлось производственным обучением). Статья 205 Трудового кодекса Республики Беларусь сохранила эту терминологию.

Профессиональному обучению на производстве КЗоТ отводил пять статей (187-191). Первые три относились к обучению на производстве, две другие — (190-191) — к обеим формам профессионального обучения — на производстве и в учебных заведениях. Названные статьи служили основой правового регулирования обучения: его организации, продолжительности, условий для совмещения работы с обучением, обеспечения работой в соответствии с полученной квалификацией, поощрения работников. Трудовой кодекс сохранил только поощрение работников, совмещающих работу с обучением (ст. 205 ТК). Профессиональная подготовка работника в учебном заведении предполагает совмещение работы с учебой. Первична в данном случае работа, учеба сочетается с работой, дополняет ее. Обязанность нанимателя в отношении данной учебы состоит лишь в создании условий для нее, т.е. в предоставлении гарантий, установленных ст. 206-220 ТК. Учеба с отрывом от производства (работы) имеет место только в период учебных отпусков и в дни освобождения от работы в течение учебного года. Работник, совмещающий работу с обучением, состоит с нанимателем в индивидуальных трудовых отношениях, возникающих из трудового договора (о совмещении работы с обучением см. в <<<обновлении за 01.03.2002 “Совмещение работы с обучением”>>> и в <<<обновлении за 01.03.2002 “Совмещение работы с обучением”>>>).

Профессиональное обучение или, что одно и то же, профессиональная подготовка на производстве, предполагает совмещение учебы с работой на производстве, т.е. у нанимателя. Первично здесь профессиональное обучение, а работа выполняет вспомогательную роль, т.е. является главным образом средством обучения и овладения профессией. В таком случае обучение осуществляется действительно без отрыва от производства, т.е. не только в учебных классах, но и непосредственно на рабочих местах.

Основанием возникновения отношений в связи с обучением на производстве служит договор. На практике его называют трудовым договором, поскольку термин ученический договор в законодательстве Беларуси отсутствует. Но в трудовой книжке делается запись о приеме в качестве ученика. Как это очевидно, термин трудовой договор здесь неприменим. Ученик еще только намерен стать работником. Между учеником и нанимателем возникают отношения не трудовые, а по поводу обучения. Эти отношения, существенно отличающиеся от индивидуальных трудовых отношений, условно можно назвать учебно-трудовыми. Наниматель в таких отношениях обязан организовать учебу за свой счет, обеспечить необходимую учебно-производственную базу, подобрать преподавателей, выплачивать ученикам своего рода стипендию в процентах к тарифной ставке первого разряда, организовать учебный труд, производственную практику и создать условия для постепенного перехода от учебы к самостоятельной работе по избранной профессии, специальности и квалификации. Кроме того, наниматель гарантирует ученику работу по трудовому договору после успешного завершения обучения. Поэтому отношения между учеником и нанимателем по поводу обучения на производстве отнесены Трудовым кодексом, как и ранее КЗоТ, к нетрудовым, но связанным с трудовыми (п. 1 ст. 4 ТК). Такие отношения регулирует трудовое законодательство.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (16), май 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.