Необходимость принятия новых трудовых кодексов давно назрела во всех государствах бывшего Советского Союза. Кодексы законов о труде союзных республик, принятые в 1971-1972 гг. в соответствии с Основами законодательства о труде Союза ССР и союзных республик, давно устарели и не отражают сложившейся экономической обстановки, не отвечают характеру трудовых отношений, тормозят их развитие.
Неоднократное внесение изменений в законодательные акты о труде, в том числе и принципиальные изменения и дополнения, произведенные в Республике Беларусь и Российской Федерации в 1992-1993 гг., не решали проблемы регулирования трудовых отношений. Такие основные нормы трудового законодательства, как положения о трудовом договоре, системе льгот, гарантий и компенсаций, о взаимоотношениях работников, их представителей и нанимателей (работодателей), требовали существенных изменений. Поэтому в Республике Беларусь и в Российской Федерации началась работа по созданию новых кодексов о труде.
Результатом этой работы явилось принятие трудовых кодексов: Республики Беларусь в июле 1999 г. (введен в действие с 1 января 2000 г.) и Российской Федерации в декабре 2001 г. (введен в действие с 1 февраля 2002 г.).
Следует отметить, что в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) и Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК РБ) имеется значительное количество одинаковых концептуальных положений и аналогичных правовых норм, что объясняется общностью истории наших народов, длительным пребыванием в едином государстве, а также является следствием одинакового регулирования концептуальных подходов к разрешению тех или иных вопросов трудовых отношений, имевших место в советский период. Так, в рассматриваемых кодексах около трети статей идентичны, много норм, совпадающих по содержанию, но различающихся редакционно. Вместе с тем в кодексах содержатся и существенные различия, причем по отдельным позициям не в пользу белорусского законодательства, в то же время по другим позициям законодательство Республики Беларусь является более прогрессивным.
Новые кодексы обоих государств по своему объему почти вдвое больше ранее действовавших КЗоТ. Объем их увеличился в связи с включением норм, которые более полно регулируют трудовые и связанные с ними отношения, коллективные трудовые отношения и социальное партнерство, ответственность нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей, и положений, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников.
В ТК РФ впервые включены новые разделы: «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров», «Защита трудовых прав работников. Ответственность за нарушение трудовых прав»; новые главы: «Защита персональных данных работника», «Самозащита работниками трудовых прав» и некоторые другие, чего нет в ТК РБ, а также имеются общие для обоих кодексов разделы: «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.
Структурное построение кодексов соответствует международным стандартам.
В трудовых кодексах обоих государств одинаковый подход к решению вопросов в области социального партнерства и коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Как в ТК РБ, так и в ТК РФ не нашло отражение регулирование вопросов занятости и трудоустройства, и по-прежнему отношения в этой сфере регулируются самостоятельным законом. В то же время особенности регулирования труда отдельных категорий работников и работников отдельных отраслей хозяйства различаются, поскольку многие положения кодексов не могут быть одинаковыми для обоих государств, что обусловлено особенностями в развитии экономики каждой страны.
ТК РФ и ТК РБ сочетают преемственность и новаторство в регулировании трудовых отношений, содержат принципиально новые подходы и в то же время сохраняют и развивают те нормы трудового законодательства, которые являются приемлемыми и необходимыми, не утратили своей актуальности. Таким образом, коренной ломки регулирования трудовых отношений не произошло. Вместе с тем новый ТК РФ направлен на решение проблем, возникающих именно в настоящее время, таких как задолженность по заработной плате, массовые высвобождения работников и т.п.
ТК РФ в целом является прогрессивным, отражает существующее экономическое положение в государстве. При этом обеспечивается максимальная сбалансированность и согласованность интересов работника, работодателя и государства с целью стимулирования производительности труда работников и эффективного хозяйствования работодателя. Эта цель сформулирована в ст. 1 ТК РФ: «Целями законодательства о труде являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей». ТК РФ сохраняет, а в некоторых случаях и увеличивает основные государственные гарантии трудовых прав граждан, и в то же время обеспечивает защиту экономических интересов работодателя.
Рассмотрим более подробно те положения ТК РФ, которые регламентируют вопросы защиты трудовых прав работника.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (18), июль 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.