Гарантиями основных трудовых прав являются экономические, политические, юридические и социальные условия, средства и способы, обеспечивающие и способствующие реализации и защите трудовых прав. Для обеспечения трудовых прав особо важно создать первые три вида. Юридические же гарантии есть в нашем трудовом законодательстве, и они в свою очередь подразделяются на гарантии реализации трудовых прав и гарантии защиты трудовых прав, а по сфере их действия — на общие для всех работников и специальные для некоторых работников.
Одним из принципов трудового права является принцип свободы труда. Трудовой договор выступает в качестве основной формы реализации этого принципа.
Прием на работу в качестве работника производится в результате соглашения между нанимателем или, как правило, его администрацией и поступающим на работу гражданином. Трудовой договор, заключенный между нанимателем и гражданином, является двусторонней сделкой и представляет собой соглашение конкретного гражданина с конкретным предприятием, учреждением, организацией, нанимателем о его труде на данном производстве в качестве работника1.
Принцип свободы договора предусматривает определенные права и обязанности сторон, которые закреплены в Трудовом кодексе Республики Беларусь.
Гражданин в соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь и ст. 11 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) имеет право на труд, а наниматель в соответствии со ст. 12 ТК имеет право заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным Трудовым кодексом и законодательными актами. Несмотря на то, что заключение трудового договора является правом нанимателя, некоторым категориям граждан, для которых предусмотрены гарантии при приеме на работу, он не вправе отказать в заключении трудового договора, на нем лежит обязанность принять на работу данных лиц.
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст. 16) впервые на законодательном уровне определил перечень лиц, с которыми запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора:
5. Направленными на работу государственной службой занятости в счет брони.
Броня приема на работу — это определенное местными исполнительными и распорядительными органами количество мест, на которые наниматель обязан принять по направлению государственной службы занятости лиц, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости2. В соответствии со <<<ст. 21 Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь»3>>> (далее — Закон) с последующими изменениями и дополнениями за каждый необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного в счет брони, предприятие выплачивает штраф в размере 50 минимальных заработных плат*.
6. Письменно приглашенными на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними.
В данном случае у работника возникает право на прием на работу к данному нанимателю. Это право обусловлено письменным соглашением между нанимателями. В случае нарушения этого права работник вправе обратиться с иском в суд. При обоснованности иска суд обязывает нанимателя заключить с работником трудовой договор.
7. Прибывшими на работу в соответствии с заявкой нанимателя или заключенным договором после окончания учебного заведения.
Указанная обязанность предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и хозяйствования, предусмотрена также в п. 2 ст. 10 Закона. За нарушение этой обязанности в соответствии со ст. 21 данного Закона предприятия, учреждения, организации выплачивают штраф в размере 50 минимальных заработных плат.
8. Имеющими право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения.
Данная обязанность применяется в том случае, если указанное запрещение записано в отношении определенных работников в коллективном договоре.
9. Прибывшими на работу после окончания государственных учебных заведений по направлению.
Эта гарантия распространяется на граждан, которые после окончания учебного заведения были направлены на работу в порядке распределения.
10. Женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет).
Данная гарантия применяется только в отношении женщин, имеющих детей указанного возраста, или беременных женщин. Отказ по другим мотивам (например, отсутствие необходимого образования, опыта работы) является допустимым.
11. Военнослужащими срочной службы, уволенными из Вооруженных Сил Республики Беларусь и направленными в счет брони для предоставления первого рабочего места.
В соответствии со ст. 280 ТК местными исполнительными и распорядительными органами организациям устанавливается броня для предоставления первого рабочего места военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством. Гарантия предоставления первого рабочего места указанным лицам предусмотрена в ст. 281 ТК. Согласно данной статье первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое военнослужащему срочной службы, уволенному из Вооруженных Сил Республики Беларусь, если на момент до призыва на срочную службу он не состоял в трудовых отношениях.
Статья 16 ТК обязывает нанимателя заключить трудовой договор только с отдельными категориями лиц (как правило, не способными на равных конкурировать на рынке труда), для которых законодательством установлены льготы по трудоустройству, либо принять которых наниматель обязан в соответствии с заключенными им договорами4.
В некоторых случаях законодательство обязывает нанимателя принимать на работу граждан при определенных условиях.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (18), июль 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.