В соответствии со ст. 2 и 9 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 418З (далее — Закон) инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Конституция, Закон и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь определяют государственную политику Республики Беларусь в отношении инвалидов и имеют целью содействовать осуществлению мер по их социальной защите, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества. Это означает, что инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой политических, социальноэкономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции.
Государство гарантирует инвалидам:
бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях;
необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, в том числе дошкольное воспитание детейинвалидов, воспитание и обучение детейинвалидов на дому, внешкольное воспитание детейинвалидов;
социальную помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты); обеспечение техническими средствами (креслаколяски, протезноортопедические изделия и т.д.);
право на труд и другие права и гарантии.
В целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов, с учетом индивидуальных программ, им обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и участках. Кроме того, инвалиды могут заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью.
В соответствии со ст. 9 Закона установление инвалидности и степени потери здоровья осуществляется медикореабилитационной экспертной комиссией (МРЭК).
Заключение МРЭК является официальным документом, удостоверяющим группу и причину инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации, которая определяет конкретные объемы, виды, сроки проведения реабилитационных мер и виды социальной помощи. Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения нанимателями и соответствующими государственными органами.
Рассмотрим некоторые особенности регулирования труда и отдыха инвалидов.
Можно ли отказать инвалиду в заключении трудового договора?
В каких случаях допустимо увольнение работающего инвалида по инициативе нанимателя по п. 2 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь?
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по службе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда по заключению МРЭК состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц.
Это означает, что медицинское заключение МРЭК об установлении инвалидности может служить основанием для увольнения по инициативе нанимателя по п. 2 ст. 42 ТК (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы) при соблюдении следующих условий:
1) если в заключении МРЭК в обязательном порядке содержится ответ на вопрос: противопоказано ли работнику по состоянию его здоровья выполнение той работы, которую он выполнял до установления инвалидности, — т.е. когда отсутствует необходимая трудоспособность (причем утрата трудоспособности должна быть стойкой и длительной);
2) если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу, а также если у нанимателя отсутствует работа, которую по состоянию здоровья работник может выполнять.
Имеют ли инвалиды преимущественное право на оставление их на работе при сокращении численности или штата работников?
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (25), февраль 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.