Работа работой, но каждый человек чувствует в себе естественное стремление разделять с сослуживцами атмосферу взаимопонимания, даже близости быть востребованным. Если же это по какимлибо причинам невозможно, то он нуждается хотя бы в ясности: чего ждут от него, что он сам может ожидать от других.
Чаще всего в различных фирмах люди говорят о честности как о качестве, которое они больше всего ценят в людях («предпочитаю, чтобы мне все высказали в лицо, а не шептались за моей спиной»). Такие прямые контакты с коллегами, подчиненными и начальством помимо того, что проясняют ситуацию, повышают эффективность самой работы:
• улучшается ее качество;
• информация распространяется между сотрудниками, минуя принцип «испорченного телефона»;
• увеличивается удовлетворенность работой;
• растет мотивация использовать свои способности и возможности в полной мере.
К сожалению, большая часть наших разговоров, в том числе и связанных с работой, состоит из сплетен, слухов и тому подобных вещей. А это:
• вызывает неприятные чувства (напряжение, злость, страх, зависть, недоверие, беспомощность и т.д.);
• провоцирует опасные ситуации не только для отдельных работников, но и для всей фирмы;
• ведет к накоплению нерешенных споров и конфликтов;
• вызывает нежелание чтолибо изменять в собственной работе.
После таких разговоров нам начинает казаться, что чтото идет не так, но что именно, мы понять не можем. Контакты подобного вида можно назвать скрытыми, поскольку в них всегда имеются неясные элементы, неосознанные мотивы, направленные на достижение какойто тайной цели. Постоянные и повторяющиеся разговоры со скрытыми мотивами, ведущие не к решению проблемы, а к увеличению негативных переживаний собеседника, к подтверждению его мнения о других людях, о мире или о себе самом, называются психологическими играми. Их следует отличать от осознанных воздействий, направленных на манипулирование другими людьми, и от забав, цель которых — доставление удовольствия себе или коллегам.
Психологические игры — это поведение, являющееся обычно подсознательным
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (25), февраль 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.