В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Все более ожесточается конкуренция, причем она может исходить как от иностранных компаний, так и от отечественных, которые при всех сложностях на внутреннем рынке постепенно развиваются. Закончилось время сверхприбылей, время даровой электроэнергии и топлива. Выживают и достигают успеха те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг.
Чтобы успешно развиваться, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, компаниям волей-неволей приходится задумываться об эффективности менеджмента и снижении издержек. Одной из наиболее успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг.
Зачем вам головная боль?
В вашей жизни произошло радостное событие — вы купили квартиру. Необходимо перевезти мебель и разные вещи из старой квартиры в новую. Стоит ли приобретать грузовой автомобиль, чтобы один раз перевезти все это из точки А в точку В? Конечно, нет. Достаточно заплатить владельцу грузового автомобиля, и ваше добро будет перевезено. Нет необходимости владеть грузовым автомобилем или управлять им. При аутсорсинге вы можете решить эту задачу без излишних затрат.
Прекрасным примером для демонстрации возможностей аутсорсинга может стать аренда IT-услуг (информационных услуг) у сторонней компании.
Положим, вы решили принять на работу IT-специалиста. В этом случае вы будете вынуждены затратить время и деньги на рекламу вакансии, на сбор и обработку резюме. Вам необходимо будет встретиться с кандидатами, организовать рабочее место для нового сотрудника (а в офисе и так народу как в бочке селедки!), обеспечить работника приличной заработной платой и отправить его в оплачиваемый отпуск. А ведь кто-то должен будет выполнять работу сотрудника, пока тот находится в отпуске или на больничном… А обучение?.. Вас все устраивает? Вы довольны? Напрасно. Потому как в одном известном стихотворении: «…во время пути собака могла подрасти», т.е. ваш сотрудник профессионально может вырасти быстрее организации в целом и вполне обоснованно решить продолжить карьеру в другой компании. И что же? Опять все сначала: поиск, подбор, наем, обучение…
При аутсорсинге по сравнению с выполнением работы собственными силами только прямые затраты сокращаются вдвое.
Что такое
аутсорсинг?
Аутсорсинг (от англ. outsourcing — использование внешних источников или средств) — передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. Смысл его сводится к простой формуле: все ресурсы концентрируются на том виде деятельности, который является основным для компании, а остальные (сопутствующие) функции передаются профессиональным партнерам.
Хотя аутсорсинг на просторах бывшего СССР пока еще не достиг широкого размаха, он заслуживает пристального внимания. Наиболее часто аутсорсингу подлежат: внедрение информационных технологий, ведение бухгалтерии (финансы), расчет заработной платы, администрирование, подбор персонала, организация снабжения и поставок (логистика) и некоторые другие.
К истории вопроса
Родоначальником концепции аутсорсинга считается американская компания Electronic Data System (EDS), которая с 1963 г. начала специализироваться на IT-аутсорсинге. EDS сотрудничала с банками, которые нуждались
в оперативной компьютерной обработке большого объема данных. Вскоре руководство осознало, что компания занимается новым видом услуг, т.к. располагает мощными собственными техническими средствами, программным обеспечением и квалифицированным персоналом. Компания полностью брала на себя ответственность за информационную деятельность заказчика, что приносило последне-
му немалую пользу.
По договору на аутсорсинг заказчик платит фиксированные суммы, и это дешевле, чем организация бизнес-процессов своими силами. К тому же это снимает
с заказчика необходимость проводить обучение персонала. Да и для специалистов по информационным технологиям сам принцип аутсорсинга довольно полезен. Почти в любой организации у людей, занятых IТ, немного возможностей для развития своего творческого потенциала. Они достигают определенного пика в своем развитии — и уходят. Приходится снова нанимать людей, которые, естественно, не сразу войдут в курс дела и квалификация которых на первых порах не будет соответствовать тому уровню, который необходим нанимателю.
Активное развитие IT-аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что в связи со стремительным развитием технологий компаниям сложно самостоятельно отслеживать появление новшеств и своевременно их внедрять, не имея большого штата технических специалистов. Оказывается, что компаниям, как правило, выгоднее привлекать опытные организации со штатом высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения. В СНГ, кстати, IT-аутсорсинг также развит. Это, в первую очередь, управление и поддержка сложных информационно-вычислительных, телекоммуникационных комплексов, корпоративных
web-серверов.
Виды аутсорсинга
Аутсорсинг разделяют на IT-аутсорсинг (о котором шла речь выше) и аутсорсинг бизнес-процессов (АБП). Однако в последнее время стали выделять еще и производственный аутсорсинг.
В рамках производственного аутсорсинга предприятие продает частично или целиком цепочку производственных процессов (производственный цикл) сторонней компании. Примером организаций, использующих данный вид аутсорсинга, могут служить такие всемирно известные компании, как Sony и Philips. Они отдали производство небольшим предприятиям, находящимся в Таиланде, Малайзии и других странах.
Производственный аутсорсинг позволяет сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг (что в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса важно для обеспечения конкурентного преимущества), увеличить гибкость производства (ведь на небольших заводах проще заниматься перестройкой производственного процесса
и диверсифицировать выпускаемую продукцию) и вести бизнес на рынках с дешевой рабочей силой.
Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) подразумевает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании бизнес-образующими (управление персоналом, финансы, маркетинг, логистика). Особенно АБП развивается в кадровой сфере.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (26), март 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.