№ 4, апрель 2003

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Работа за границей

Рубрика «Трудовое законодательство»

М.И. Хома, юрист

Стремление граждан Республики Беларусь работать за границей вызвано различными причинами. Главная из них — желание улучшить свое материальное положение. В некоторых случаях граждане объясняют выезд на работу за границу стремлением изучить или усовершенствовать знание иностранного языка, повысить профессиональный уровень, ознакомиться с историей и достопримечательностями того или иного государства или просто пожить в другой стране. Особенно высоко количество желающих выехать на работу за границу среди студентов, учащейся и работающей молодежи.

Выезд на работу за границу называется внешней трудовой миграцией. Внешняя трудовая миграция — добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за границу для получения оплачиваемой работы по трудовому договору. Трудящийся­мигрант — лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. № 169­З «О внешней трудовой миграции» в редакции Закона от 24 июля 2002 г. № 134­З).

Выезд на работу за границу должен производиться в соответствии с установленными правилами государства выезда, государства трудоустройства и международными нормами.

Государственное регулирование внешней трудовой миграции, помощь трудящимся­мигрантам заключается в оказании им содействия в заключении трудовых договоров и в принятии мер, направленных на недопущение неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как национальных, так и иностранных).

В Республике Беларусь порядок выезда на работу за границу регулируется Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1993 г. № 832 «О мерах по регулированию внешней трудовой миграции» (в редакции постановлений Кабинета Министров от 19 января 1996 г. № 50, от 31 июля 1996 г. № 498, Совета Министров от 19 февраля 2001 г. № 219, от 15 июля 2002 г. № 949), которым утверждено Временное положение о внешней трудовой миграции (далее — Временное положение), Положением о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 100 (далее — Положение), и другими нормативными актами.

Законодательство Республики Беларусь основано на международных правовых актах, в частности конвенциях Международной организации труда. Под деятельностью, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, понимается любая деятельность субъекта хозяйствования, обеспечивающая выезд граждан Республики Беларусь за границу в качестве трудящихся-мигрантов (п. 3 Положения). На осуществление такой деятельности субъект хозяйствования должен получить специальное разрешение (лицензию) в Департаменте по миграции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Субъект хозяйствования не имеет права (п. 27 Положения):

взимать любые виды предоплаты за содействие в трудоустройстве до заключения гражданином Республики Беларусь трудового договора с иностранным нанимателем, иностранной посреднической фирмой или по их поручению — с белорусским субъектом хозяйствования;

продавать адреса иностранных нанимателей, посреднических фирм, государственных органов по миграции и занятости иностранных государств без предварительной проработки с ними вопроса о возможности трудоустройства граждан Республики Беларусь и разъяснения действующих в этих государствах порядка трудоустройства иностранных граждан и положений иммиграционного законодательства;

продавать адреса иностранных нанимателей, публикуемых в зарубежных средствах массовой информации, не ориентированных на привлечение иностранной рабочей силы.

Если гражданин Республики Беларусь принял решение выехать на работу за границу, то он должен решать этот вопрос только с организацией, которая имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.

Случается, что организация занимается деятельностью по направлению граждан Республики Беларусь на работу за границу без лицензии. При этом нередко допускаются злоупотребления, имеют место обман, мошенничество, получение денег от клиентов, невыполнение обещанных услуг, исчезновение организаций. Поэтому при обращении в фирму, которая представляет себя как посредническая фирма по трудоустройству на работу за границу, следует попросить ее представителя предъявить лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (27), апрель 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.