№ 4, апрель 2003

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Гендерная экспертиза законодательства, регулирующего трудовые отношения

Рубрика «Трудовое законодательство»

И.М. Чистякова, начальник юридического управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

И.А. Чуткова, начальник отдела семейной политики и гендерных проблем Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Гендерная дискриминация при трудоустройстве и увольнении, право женщин на справедливую и равную с мужчинами оплату труда за равноценный труд, создание благоприятных условий труда с учетом репродуктивной функции женщин, а также экономические и социальные гарантии для успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей — эти проблемы остаются неизменно актуальными во всем мире.

В Беларуси, как и в любом другом государстве, существуют серьезные препятствия на пути решения перечисленных проблем. Инерционный характер социальных процессов, временной разрыв между принятием мер и получением значимого результата, медленные темпы формирования новых защитных механизмов, адекватных возникшим социально­экономическим явлениям, — объективные факторы, сдерживающие повышение статуса женщин, в том числе и в сфере занятости и на рынке труда.

Существующая система мер по обеспечению и защите прав женщин не полностью соответствует экономическим реалиям и трудно выполнима, поскольку практически отсутствуют механизмы, расширяющие возможности привлечения к ответственности за дискриминационные действия в отношении женщин. Судебная система перегружена, возможности Департамента государственной инспекции труда ограничены, сфера действия профсоюзов сузилась, поэтому работники, и в первую очередь женщины, зачастую бессильны перед произволом нанимателя. Препятствием на пути реализации трудовых прав и гарантий женщин является также низкий уровень правовой культуры как нанимателей, так и самих работников.

Хотя законодательство, регулирующее трудовые отношения, постепенно совершенствуется и все больше соответствует международным стандартам, для реального соблюдения в социально­трудовой сфере принципа равных возможностей женщин и мужчин положительного взгляда законодателей на данную проблему, а также отлаженного государственного механизма по решению связанных с этим вопросов недостаточно. Необходимо сформировать в обществе мнение, что защита своих прав судебным путем или при помощи иных мер является еще одним значительным правом, которым может воспользоваться каждый человек. Важно не только знать свои права, установленные законодательством, пользоваться ими, но и при необходимости защищать их. Таким образом, индивиды, а не только государство, смогут косвенно участвовать в совершенствовании национальной правовой системы, регламентирующей обеспечение и защиту прав и свобод, в том числе и права не подвергаться дискриминации по признаку пола.

Нормы белорусского законодательства в целом не содержат каких­либо дискриминационных положений в отношении женщин и их трудовых прав. С формально­правовой точки зрения законодательство основывается на строгом соблюдении принципа равенства между мужчинами и женщинами. Нормы, которые предусматривают гендерную асимметрию в реализации прав, немногочисленны и обусловлены физиологическими различиями между полами и связанными с этим социальными последствиями.

Согласно ст. 22 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) все равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов. В Конституции также содержится перечень оснований, по которым дискриминация по признаку пола в социально­трудовой сфере не допускается. Так, женщины и мужчины в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39), право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41), право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 42), на охрану здоровья (ст. 45), на образование (ст. 49) и на социальное обеспечение в старости (ст. 47).

Положения Конституции конкретизируются в нормах различных отраслей права, в частности, особенности трудовых правоотношений с работниками регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь.

Проблема равенства в социально­трудовой сфере занимает особое место среди гендерных проблем. Факты дискриминации женщин на рынке труда при трудоустройстве и увольнении встречаются повсеместно, хотя в большей степени они характерны для негосударственного сектора экономики.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (27), апрель 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.