№ 5, май 2003

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Об исчислении стажа работы в качестве служащего государственного аппарата

Рубрика «Трудовой стаж»

Л.Б. Оликер, начальник отдела трудовых и связанных с ними отношений юридического управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Правильное определение стажа работы в качестве служащего государственного аппарата — очень важный и ответственный момент в работе кадровой службы любого государственного органа. От этого зависит продолжительность дополнительного отпуска, возможность выхода в отставку, пенсионное обеспечение, в частности право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1997 г. № 16 «О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащих и государственного аппарата и приравненных к ним лиц» с изменениями и дополнениями, внесенными Декретами от 19 ноября 1998 г. № 19, от 2 апреля 2002 г. № 9, от 30 августа 2002 г. № 22, установление надбавки за выслугу лет и ее размер и некоторые другие гарантии, установленные законодательством о государственной службе.

Практика показала, что имеют место случаи, когда в стаж засчитываются периоды, не подлежащие включению в него. Это приводит к получению завышенных размеров надбавок к заработной плате и других льгот. Бывает и наоборот: стаж государственной службы у работника занижен, что, в свою очередь, влечет ущемление его прав и интересов.

Чтобы избежать ошибок при исчислении стажа, следует помнить, что его исчисление начинается с определения статуса того органа, в котором работник работал, т.е. необходимо определить, относится ли этот орган к органам государственной власти, управления, государственного контроля, надзора. После этого следует решать вопрос об отнесении должности, которую работник занимал в соответствующем органе или организации, к должности служащего государственного аппарата.

Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471 «Об утверждении Положения о порядке и условиях исчисления стажа работы в качестве служащего государственного аппарата», с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение), определение статуса органа отнесено к компетенции Министерства юстиции Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь, исчисление стажа работы в качестве госслужащего в конкретной должности — к компетенции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь.

С целью избежания ошибок и при возникновении спорных ситуаций при исчислении стажа необходимо обращаться в названные министерства, где за девять лет, в течение которых действует Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2581XII «Об основах службы в государственном аппарате» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон), наработан большой опыт по практическому решению этих вопросов.

В настоящее время значительно увеличилось количество обращений в Министерство труда и социальной защиты по вопросам включения в стаж (либо исключения из него) периодов работы в определенных должностях. Это вызвано изменением размеров надбавок к заработной плате за выслугу лет в государственном аппарате, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2002 г. № 621, и соответственно пересмотром стажевых групп для установления этих надбавок.

Стаж государственного служащего определяется в соответствии со ст. 8 Закона и Положением. Эти нормативные правовые акты содержат перечень всех органов государственной власти, управления, судебных, прокурорских и иных органов, государственных учреждений и организаций, работа в которых засчитывается в стаж работы в качестве служащего государственного аппарата. Сюда же входят аппараты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Определенную сложность представляют вопросы отнесения того или иного органа либо учреждения к аппарату местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, т.к. при них на протяжении многих лет создавались различные комитеты, инспекции, группы либо входящие в их структуру, либо подчиненные им. Лицо будет считаться работником этих органов, если его работа протекала в управлениях, отделах, являющихся структурными подразделениями названных органов, а численность работников этих управлений, отделов входила в лимит численности работников местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. При этом важно, чтобы работа не была связана с техническим обслуживанием и обеспечением функционирования этих органов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (28), май 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.