№ 6, июнь 2003

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Ведение делопроизводства по обращениям граждан

Рубрика «Делопроизводство»

А.Е. Рыбаков, начальник отдела организационно­правовой, кадровой работы и международных связей Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь, кандидат исторических наук

При оформлении архивных справок, копий, выписок по вопросам социально­правового характера (о трудовом стаже, размере заработной платы, образовании и т.п.) особое внимание следует обращать на регистрационные индексы названных документов. Регистрационные индексы имеют сложную структуру, в которую входят и цифровые, и буквенные обозначения, например: 8­15/К­7, 1­9/А15. Обращает на себя внимание и тот факт, что часть регистрационного индекса архивной справки (копии, выписки) совпадает с обозначением индекса в реквизите «Ссылка на индекс и дату входящего документа» (например, К­7, А­15). Это объясняется тем, что указанные документы выдаются, как правило, на основании персональных заявлений граждан.

Заявления граждан о выдаче им архивных справок о трудовом стаже, размере заработной платы и др. относятся к группе документов, получившей обобщенное название обращения граждан.

Обращения граждан, направляемые в государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации, предприятия рассматриваются как важное средство реализации и охраны прав личности. Они являются источником информации обо всех сторонах жизни общества и человека в нем. В совокупности с другими документами обращения граждан раскрывают определенные закономерности социального развития.

При работе с обращениями граждан действуют особые правила, регулирующие вопросы их исполнения, регистрации, формирования в дела, хранения и т.д. Законодательство требует строгого соблюдения установленного порядка и сроков исполнения обращений граждан.

Работа с обращениями граждан в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях, на предприятиях (далее — организации) жестко регламентирована специальными законодательными актами и иными нормативными документами.

Основополагающим документом является Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407XIII «Об обращениях граждан», в котором установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам организаций, а также порядок их рассмотрения.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона Кабинетом Министров Республики Беларусь принято постановление от 1 октября 1996 г. № 643 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан». Положение определяет основные принципы организации делопроизводства по обращениям граждан в организациях независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Этим же постановлением Министерству образования и науки Республики Беларусь было поручено по согласованию с Комитетом по архивам и делопроизводству Республики Беларусь разработать и утвердить методические рекомендации по ведению делопроизводства по обращениям граждан. Методические рекомендации о порядке ведения делопроизводства в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях, на предприятиях по обращениям граждан утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 11 декабря 1996 г. № 530. В них включены статьи Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан, детализировано и уточнено содержание делопроизводственных процедур. Методическими рекомендациями установлена специальная форма регистрационно­контрольной карточки для регистрации обращений граждан, сформулированы требования по ее заполнению.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (29), июнь 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.