№ 7, июль 2003

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

О должностях служащих кадровых служб: менеджер по персоналу и специалист по кадрам

Рубрика «Профессия»

Л.Ф. Яновская, старший научный сотрудник отдела проблем заработной платы НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

В настоящее время кадровым службам (инспекторам по кадрам) недостаточно только оформлять приказы на зачисление работников, подобранных руководителем кадровой службы (начальником отдела кадров), и хранить кадровую информацию. Теперь основные задачи кадровых служб можно сформулировать следующим образом:

всесторонняя поддержка бизнеса;

формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу, обеспечение высокого уровня профессионализма и качества экспертизы в кадровых вопросах;

выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений;

создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства;

расширение знаний руководителей организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников.

Для решения поставленных задач в области управления персоналом кадровые службы должны осуществлять следующие основные функции:

формирование кадров организации (планирование, отбор, наем, высвобождение, анализ текучести и т.п.);

развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);

совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.

В связи с этим возрастают требования к содержанию основных трудовых функций служащих, осуществляющих деятельность в кадровых службах, их знаниям, опыту, квалификации, профессиональной подготовке. Кроме того, при сохранении прежних функций кадровых служб возникает потребность усиления их штатов работниками совершенно новой направленности, способными творчески подойти к важнейшим функциям по управлению персоналом — подбору, оценке кадров и повышению их квалификации. Ответственность за осуществление этих функций ложится на плечи менеджеров по персоналу и специалистов по кадрам. Квалификационные характеристики вышеназванных должностей служащих содержатся в квалификационном справочнике «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 марта 2003 г. № 35.

В соответствии с этими характеристиками состав основных трудовых функций для менеджера по персоналу следующий:

организация работы по формированию, использованию и развитию персонала;

участие в формировании кадровой политики организации, планировании социального развития;

организация обучения персонала, повышения квалификации сотрудников;

контроль за соблюдением норм трудового законодательства в работе с персоналом;

оказание методической помощи и консультационных услуг руководителям подразделений по всем вопросам, связанным с персоналом;

ведение кадровой документации.

Основные трудовые функции специалиста по кадрам:

выполнение работ по комплектованию организации кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации;

изучение и анализ должностной и профес- сионально-квалификационной структуры персонала организации и ее подразделений, другой информации, связанной с кадровой политикой организации;

участие в подготовке предложений по развитию персонала, планированию деловой карьеры, обучению и повышению квалификации кадров;

взаимодействие с представителями сторонних организаций по вопросам, входящим в его компетенцию;

методическое и информационное обеспечение соответствующих вопросов;

осуществление работы с документами по кадрам;

ведение и представление установленной отчетности.

Для занятия должностей менеджер по персоналу и специалист по кадрам необходимо иметь высшее профессиональное образование. Однако на сегодняшний день государственные вузы Республики Беларусь не готовят специалистов по управлению персоналом. Спрос удовлетворяется, в основном, за счет переквалификации других специалистов внутри самих организаций, чаще всего кадровиков и специалистов по труду и организации заработной платы, имеющих высшее профессиональное образование по экономическим специальностям. Кроме того, наиболее подходящими претендентами для занятия должностей менеджер по персоналу и специалист по кадрам являются специалисты, получившие высшее профессиональное образование по профилю «Психология» или «Социология».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (30), июль 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.