Новая страница 1
Подготовка личных дел
работников
к передаче в архив организации
Согласно п. 23 Инструкции о
порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной
постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров
Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. № 2 (далее — Инструкция), личные дела
уволенных работников подлежат передаче в архив организации по описи.
Необходимость передачи личных
дел в архив определена требованиями Примерной инструкции по делопроизводству в
министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления,
учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утвержденной
приказом Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от23 мая
1995 г. № 13 (далее — Примерная инструкция по делопроизводству), а также
Основных правил работы архивов центральных и местных органов государственной
власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь,
утвержденных решением Коллегии Государственного комитета по архивам и
делопроизводству Республики Беларусь от 30 апреля 1997 г. № 5 (далее — Основные правила работы архивов организаций). В соответствии с этими
нормативными правовыми актами передаче на архивное хранение подлежат все дела,
образовавшиеся в делопроизводстве организации, срок хранения которых превышает
10 лет. Для личных дел работников ст. 498 Перечня типовых документов,
образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других
учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденного
начальником Главного архивного управления при Совете Министров Республики
Беларусь 15 августа 1988 г. (далее — Перечень 1988 г.), установлен 75-летний срок хранения. Согласно ст.
498а Перечня 1988 г. для личных дел членов высших органов государственной власти
и управления, лиц, имеющих высшие степени отличия и почетные звания,
руководителей организаций республиканского значения, лиц, имеющих ученые степени
и звания, установлен срок хранения «постоянно».
Таким образом, личные дела
работников после окончания их ведения должны передаваться в архив организации.
Датой окончания личного дела является дата приказа об увольнении (освобождении
от занимаемой должности). Именно поэтому п. 23 Инструкции установлено, что
передаче в архив подлежат личные дела уволенных работников.
Пунктом 24 Инструкции
определено, что оформление личных дел при передаче в архив осуществляется в
соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. К актам
законодательства, регламентирующим указанные вопросы, относятся Примерная
инструкция по делопроизводству и Основные правила работы архивов организаций.
Согласно требованиям нормативных документов дела, подлежащие передаче в архив,
должны быть соответствующим образом подготовлены. Подготовка дел к передаче в
архив организации предполагает их полное оформление, в отличие от частичного
оформления, которому подвергаются все дела при их заведении в делопроизводстве.
Подготовку дел к передаче в
архив осуществляют структурные подразделения, в которых эти дела были
сформированы. Следовательно, оформление личных дел должно быть осуществлено
силами отдела кадров организации (специалистом по кадрам).
Оформление дел осуществляется в
году, следующим за делопроизводственным. Например, дела, завершенные
делопроизводством в 2004 г.,
должны быть оформлены в течение 2005 г.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (45), октябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.