№ 10, октябрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

British American Tobacco предупреждает!

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Новая страница 1

«Секреты управления персоналом»: Представительство вашей компании в Беларуси совместно с Центром бизнес-технологий «Сатио» выступили с инициативой «За социальную ответственность бизнеса». Вопрос может показаться несколько банальным, но все-таки почему для вашей компании участие в подобных инициативах является актуальным?

Ольга Климанович: Требования, предъявляемые современным обществом к бизнесу, постоянно растут. Это особенно актуально для нашей компании, поскольку мы производим продукцию, представляющую определенный риск для здоровья потребителя.  Мы считаем, что для того, чтобы соответствовать этим требованиям, а также учитывать мнения и пожелания потребителей, нам необходимо вести открытый и честный диалог с обществом. На сегодняшний день компанией British American Tobacco накоплен определенный международный опыт в сфере корпоративной социальной ответственности, которым мы и хотели бы поделиться с предприятиями в Беларуси.

Постепенно уходит то время, когда представители бизнеса руководствовались исключительно интересами своих учредителей и акционеров. Сегодня необходимо учитывать социально-экономические интересы и потребности страны, в которой работает компания.  Именно этот качественный прорыв мы и надеемся обсудить в рамках инициативы «За социальную ответственность бизнеса», для того чтобы всем вместе понять изменившиеся задачи бизнеса в белорусском обществе.

 

 

«СУП»: Что вы вкладываете в понятие «корпоративная социальная ответственность»?

О.К.: Под корпоративной социальной ответственностью мы понимаем добровольный вклад компании в развитие общества, направленный на качественное улучшение этого общества.

 

«СУП»: На какие программы в сфере корпоративной социальной ответственности компания выделяет средства?

О.К.: В компании трепетно относятся к здоровью сотрудников — каждый сотрудник имеет медицинскую страховку на себя и на всех несовершеннолетних детей. Это осознанный выбор компании — здоровье сотрудников является залогом ее успеха.

Вот уже третий год в компании внедрена и работает система контроля безопасности труда, и мы с гордостью можем сказать, что по итогам двух лет ни один сотрудник не получил производственную травму.

 

«СУП»: Разве это актуально для компании, у которой нет производства в Беларуси?

О.К.: Действительно, у компании нет своего производства, но хочу отметить, что у нас в Беларуси существует довольно большой автопарк, который предполагает вероятность несчастных случаев во время передвижения или работы с грузами. Хочу заверить, что и на всех 87 фабриках, которые работают в 66 странах, British American Tobacco руководствуется самыми высокими стандартами безопасности труда и уделяет этому огромное внимание.

 

«СУП»: Насколько наш известно из СМИ, компания активно участвует в спонсорских и благотворительных программах.

О.К.: Это предмет нашей особой гордости. В 2001 году компания подписала договор о долгосрочном сотрудничестве с Национальным художественным музеем Республики Беларусь, результатом которого явились постоянная поддержка компанией деятельности музея и совместная организация таких выставок, как экспозиция икон из коллекции Киево-Печерской Лавры, выставка произведений Марка Шагала. В прошлом году завершился проект, над которым музей работал несколько лет, — выставка произведений из собраний Третьяковской Галереи. Наша компания участвовала в оплате транспортировки коллекции из Москвы и обратно. В этом году British American Tobacco поддержала открытие выставки работ известного армянского художника Мартироса Сарьяна изданием полного каталога выставки. К слову, это первая в истории музея выставка знаменитого еще в во времена Советского Союза художника. Впереди еще много проектов. Например, к 65-летию музея в этом году мы готовим настоящие аудиогиды к постоянной экспозиции, которыми снабжены все известные музеи мира.

Но Художественный музей — это не единственный проект, который поддерживает компания. В 2002 году она стала инициатором создания попечительского совета Могилевского областного художественного музея имени Масленикова.  Результатом совместной деятельности явилось издание художественного альбома произведений музея, за что руководство компании было удостоено грамот Министерства культуры.

В этом году компания поддержала ряд интересных проектов, направленных на развитие Минска. Весной были закуплены коллекции рододендронов и хвойных растений, которые компания передала в Ботанический сад Академии наук. Саженцы после акклиматизации и разведения будут переданы для озеленения парков в городе.

В августе завершилась первая стадия проекта, проведенного совместно с Минским горисполкомом «Наш двор». Три двора, представляющие три района города, победившие в конкурсе на лучшее благоустройство дворовых территорий, получили возможность оборудовать детские игровые комплексы, профинансированные компанией British American Tobacco. По словам заместителя председателя Минского горисполкома Виктора Бури, «для городских властей особое значение имеет то, что ответственность за наш город, за его красоту, за наших детей, которые должны проводить свободное время в удобных, безопасных и интересных для них местах, теперь с нами разделяют и предприятия частного бизнеса».

Традиционно компания оказывает поддержку ветеранским организациям района и республики.

 

«СУП»: В СНГ многие компании готовят отчеты о своих социальных программах. Как правило, информация включается в годовой отчет и размещается на сайте или в корпоративных изданиях и брошюрах. В западных компаниях подготавливают так называемые социальные отчеты. Что  представляет собой социальный отчет, и готовит ли его ваша компания?

О.К.: Создание и реализация программы социальной отчетности — глобальной инициативы British American Tobacco, формализованной компанией в 2001 году, — это новый подход к проблеме социальной ответственности бизнеса перед обществом. Ее главная особенность заключается в том, она основана и действует в соответствии с общепринятым стандартом АА1000, разработанным британским Институтом по проблемам социально-этической ответственности (Institute of Social and Ethical Accountability). Проект социальной отчетности помимо российского рынка осуществляется еще на 23 рынках. Несмотря на то что во всех странах используется единый стандарт АА1000, круг представителей общественности и обсуждаемых тем различен.

Основное отличие этого стандарта от других существующих стандартов в этой области — внедрение в повседневную практику компании системы постоянного диалога с представителями групп или организаций, на которых деятельность компании может оказывать влияние или которые сами влияют на деятельность компании. Цель процесса социальной отчетности для представителей компании — узнать и понять точку зрения участников диалога, а в тех случаях, когда это возможно, выработать совместные решения и предпринять конкретные шаги, направленные на выполнение полученных рекомендаций.

Лучше всего дать описание процессу социальной отчетности смогут мои российские коллеги, которые специально приедут в Минск для участия в конференции «Социальная ответственность бизнеса — перспективы развития в странах СНГ». А пока подробно с отчетом British American Tobacco в Росси и можно ознакомится на сайте компании www.batrussia.ru .

Социальный отчет — это дорогостоящий проект, подготовка которого предполагает определенное развитие инфраструктуры компании. На данный момент белорусская компания еще не достигла этого уровня. Но мы уверены, что как только будет достигнута определенная ступень развития, мы активно включимся в процесс подготовки социальных отчетов. Пока мы кропотливо изучаем опыт наших коллег из России.

 

«СУП»: Деятельность в сфере КСО предполагает информационную открытость компании. Однако прозрачным в странах СНГ быть небезопасно. Учитывает ли ваша компания при подготовке социального отчета возможные риски?

О.К.: Лично я не согласна с утверждением, что быть прозрачным в странах СНГ опасно. Наша компания работает в полном соответствии с действующим законодательством и не считает информационную открытость опасностью. А вообще я рекомендую вам пообщаться на эту тему с нашими российскими коллегами.

 

«СУП»: Мы непременно воспользуемся такой возможностью. В крупных западных компаниях для реализации программ создается комитет или департамент по КСО, а топ-менеджер получает должность, например, вице-президента по КСО. Результаты исследований в странах СНГ показывают, что ответственность по реализации социальных программ в подавляющем большинстве случаев возлагается на службы управления персоналом, а в некоторых случаях — на руководство. Как это происходит в вашей компании?

О.К.: У нас в Беларуси, как и во всех других подразделениях British American Tobacco, создан комитет по корпоративной социальной ответственности. В комитет входят топ-менеджеры всех подразделений компании, а возглавляет его директор предприятия. Комитет определяет приоритеты деятельности компании в сфере корпоративной социальной ответственности.

 

«СУП»: КСО в западном понимании — прагматичная деятельность, направленная в конечном итоге на повышение капитализации компании, поскольку такие понятия, как деловая репутация, имидж, имеют свою стоимость. В странах бывшего СССР подобная деятельность больше воспринимается как благотворительность. Как вы думаете, с чем связано такое различное понимание?

О.К.: Мне кажется, что мы идем к формированию нового понимания КСО, и на этом пути нам предстоит сделать еще немало шагов. История существования бизнеса в странах бывшего СССР не так богата и насчитывает меньшее количество лет, чем, скажем, в западных странах. Именно формированию нового понимания, на мой взгляд, и должна помочь инициатива «За социальную ответственность бизнеса». Ну а пока благотворительность — это наиболее легко узнаваемая и воспринимаемая часть определения социальной деятельности компании.

 

«СУП»: Нам приходилось слышать мнение о том, что бизнес в странах СНГ во много раз более ответственен, чем на Западе. Другое дело, что эта ответственность выступает в качестве «социалки», которая досталась предприятиям с советских времен, и она не только не дает конкурентных преимуществ, но и лежит тяжким бременем на предприятии.

О.К.: Недавно мне пришлось обсуждать эту тему с одной американской исследовательницей, которая давно живет и работает в Москве и последнее время пытается понять феномен, как вы говорите, «социалки». Многие руководители бывших советских гигантов, с которыми она беседовала, сетовали, что изначально им было трудно объяснять потенциальным инвесторам, что без отчислений на социальную поддержку города, где их предприятие единственный градообразующий субъект, город просто не выживет, а значит, в конце концов, не выживет и само предприятие. Отчисления были огромными, но предприятия понимали, что это их социальный вклад в развитие местного сообщества. Потенциальные же западные инвесторы отказывались инвестировать, считая затраты на социальную сферу в бизнес-планах слишком завышенными. Однако те предприятия, которые смогли выжить, теперь рассматриваются как примеры компаний с исторически сложившимися программами социальной ответственности.

 

«СУП»: В России появились консалтинговые компании, которые оказывают услуги по социальному консалтингу, оценке и диагностике программ КСО клиента, а также по работе с различными группами: сотрудниками, потребителями, инвесторами и так далее. Как скоро в Беларуси могут быть востребованы подобные услуги?

О.К.: Мы живем в условиях, которые диктует рынок.  Пока, на мой взгляд, в Беларуси нет спроса на подобные услуги, следовательно, нет и предложения со стороны консалтинговых компаний. Думаю, пройдет еще несколько лет, прежде чем такие услуги будут востребованы у нас. 

 

«СУП»: Исследования, постоянно проводимые в СНГ в сфере КСО, показывают, что руководство компаний считает персонал самой главной аудиторией для распространения информации о социальных проектах. Соответственно, и сами проекты ориентированы на решение социальных проблем этой аудитории. Оправдан ли, на ваш взгляд, такой шаг и справедливо ли это в отношении вашей компании?

О.К.: Мы считаем, что сотрудники являются одной из сторон, заинтересованных в развитии нашей компании, поэтому, естественно, они в первую очередь должны знать о социальных проектах компании, в которой работают, и именно на них должны быть направлены наши программы.  Но мы не считаем, что информационное поле должно ограничиваться только сотрудниками. Не менее важно для нашей компании также принимать участие в решении вопросов того сообщества, в котором компания действует.  Именно это убеждение у подтверждают наши программы, которые мы проводим на уровне района города, где находится наш офис, на уровне всего города и на уровне всей страны.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (45), октябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.