Новая страница 1
«Право помогать
есть у каждого»
«Секреты управления персоналом»: Социальная ответственность
бизнеса — тема, которая активно обсуждается в прессе. Интерес к ней, как нам
кажется, держится на трех китах: давление государства, реже — привлекательность
для западных инвесторов и еще реже — этические принципы руководства и
сотрудников компаний. Что для вас и вашей компании означает понятие «социально
ответственный бизнес»?
Анна Плотникова: Корпоративная социальная ответственность для нас — это возможность
гармонизации деловых интересов компании и интересов общества, ведение бизнеса в
соответствии с этическими нормами во всех областях, где бизнес оказывает
воздействие на общество. Отдавая первенство этическим принципам, не стоит
забывать о возможной пользе — как для
бизнеса, так и для общества — эффективно осуществляемой политики корпоративной
социальной ответственности. Для бизнеса — это улучшение репутации и создание
благоприятной (стабильной) среды для развития. Для общества — возможность
решения важных социальных проблем. Не для кого не является секретом, что
репутация компании — это один из видов нематериальных активов. Положительная
деловая репутация означает, что стоимость банка превышает совокупную стоимость
его активов и пассивов. Такие факторы, как наличие солидной клиентской базы,
высокое качество услуг, уровень менеджмента и квалификации персонала,
обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, что может быть получен при
использовании аналогичных активов и пассивов, но в отсутствии отмеченных
нематериальных факторов. В сфере услуг вообще, а финансовых — особенно, деловая
репутация имеет первостепенное значение.
«СУП»: Исследование «Корпоративная социальная
ответственность: общественные ожидания», проведенное недавно, показало, что
«общественные ожидания в отношении бизнеса завышены и размыты, выгоды от
социального поведения крупных и средних компаний обществу пока не ясны. И это
несмотря на большие средства, расходуемые бизнесом на социальные программы».
Получается так, что люди не верят в благие намерения бизнеса. Как вы думаете,
почему?
А.П.:
Завышенные ожидания в отношении бизнеса и неверие в благие намерения бизнеса
вряд ли вытекают одно из другого. Хотя ситуацию в целом можно довольно просто
объяснить: отсутствуют эффективные механизмы согласования интересов бизнеса и
общества, механизмы формирования взаимных ожиданий и восприятия результатов от
социальной ответственности бизнеса. Я принимала участие в этом исследовании,
которое было завершено год назад, в качестве эксперта и могу сказать со всей
ответственностью, что в течение этого года ситуация в России изменилась в
положительную сторону.
«СУП»: Раз вы принимали участие
в этом исследовании, то знаете, что по его результатам
было выявлено несколько признаков социально ответственного бизнеса: качественная
продукция и услуги, социальная защита сотрудников, законопослушность,
благотворительность, охрана природы, создание рабочих мест, достойная заработная
плата, вклад в развитие национальной экономики. Каковы приоритеты вашей компании
и есть ли какая-то целенаправленная концепция в области социальных проектов?
А.П.:
Существуют несколько уровней понимания
корпоративной социальной ответственности. Для одних — это выпуск товаров и
оказание услуг высокого качества, уплата налогов; для других — программы,
направленные на персонал компании (медицинское страхование, корпоративное
пенсионное обеспечение, развитие персонала); для третьих — деятельность
компании, связанная с решением важных социальных проблем (разработка и
проведение стратегических благотворительных и социальных программ), — по сути,
инвестирование в общество.
Любая
компания в своем развитии проходит все эти три уровня развития самосознания, и
только последний, на мой взгляд, является непосредственным выражением социальной
корпоративной ответственности, поскольку есть разница между необходимостью
сделать что-то (от качества товаров и услуг, квалификации персонала зависит,
будет ли компания конкурентоспособной, сможет ли «выжить») и желанием
сделать это.
РОСБАНК был образован после
финансового кризиса 1998 года. Это обстоятельство предоставило уникальную
возможность с момента его основания определить концепцию благотворительной и
социальной деятельности банка с учетом как мирового опыта в этой области, так и
положительного опыта ведущих российских коммерческих банков, в том числе и
ОНЭКСИМа, правопреемником которого является РОСБАНК.
«СУП»:
Задавая вопрос о существовании концепции, мы
подразумевали помимо всего прочего оценку актуальности принятия решения по тому
или иному социальному проекту. Какова процедура принятия таких решений в вашем
банке?
А.П.:
Благотворительная и социальная программа банка является одним из выражений
идеологии, включающей в себя отношение к отечественной культуре, науке и
социальной действительности. В ходе изучения особых потребностей в этих сферах
нами были определены приоритеты социального инвестирования. Разработка
культурных проектов и социальных программ осуществляется в Департаменте
общественных связей нашего банка. Решение о финансировании принимается
коллегиально на заседании Бюджетного Комитета.
«СУП»: Из прессы мы узнали,
что в вашем банке существует довольно-таки необычная для постсоветского
пространства программа «Право помогать
есть у каждого». Расскажите, пожалуйста, о том кто явился ее инициатором.
А.П.: Поясню
для читателей, что внутрикорпоративная благотворительная программа «Право
помогать есть у каждого», являясь действительно пока что уникальной для России,
представляет собой программу поддержки банком частных пожертвований сотрудников.
В рамках «Право помогать есть у каждого» сотрудники банка имеют возможность
самостоятельно определять, каким организациям они хотели бы перечислить часть
своей зарплаты, а РОСБАНК со своей стороны поддерживает подобные инициативы и
удваивает эту сумму. Каждому сотруднику предоставляется отчет, как были
потрачены его деньги.
Подобные программы
достаточно распространены в западных компаниях, и в России у них — большое
будущее, поскольку они могут быть нацелены на объединение ценностей компании и
индивидуальных ценностей сотрудников. По инициативе Департамента общественных
связей в разработке программы принимали участие сотрудники
Департамента организационного развития и персонала, Департамента информационных
технологий и Операционного департамента банка. Можно сказать, что эта программа
— продукт интеллектуальной деятельности очень многих сотрудников банка.
«СУП»:
Зачастую интерес к благотворительности невысок из-за
того, что людей подталкивают к ней, а если и не подталкивают, то, как правило,
непонятно, кому и на что идут деньги. Какова ситуация в вашем банке?
А.П.:
Мы сотрудничаем с теми
организациями, которые прозрачны, легитимны, имеют желание и потенциал к
осуществлению тех или иных проектов. Решение о сотрудничестве принимается в
соответствии с концепцией благотворительной и социальной деятельности банка.
Кроме того, для нас было важно создать такой механизм взаимодействия с
некоммерческими организациями, нуждающимися в помощи, чтобы он был максимально
эффективным как для получателя, так и для нас, поэтому мы решили, что наиболее
оптимальной формой работы будет конкурсный отбор проектов при наличии
квалифицированной экспертной оценки. Взять, например, нашу программу помощи
детям (я имею в виду благотворительную грантовую программу «Новый день»),
которая осуществляется в партнерстве с Детским фондом ООН (UNICEF) при
администрировании британского благотворительного фонда Charity
Aid
Foundation.
Одним из основных положений
концепции благотворительной и социальной деятельности является обязательный
анализ и контроль всех благотворительных проектов банка. Существуют довольно
эффективные механизмы контроля над выделенными средствами, над осуществлением
того или иного проекта. Взаимодействие на стадии реализации проекта просто
необходимо, оно помогает осуществить его с максимальной эффективностью. Со
многими благотворительными организациями мы стали друзьями.
«СУП»:
Насколько нам известно, существующее налоговое
законодательство не дает реальных стимулов для благотворительности. Есть ли
какие-то стимулы, помимо моральных, у самого банка (в лице владельцев,
руководства) и у вашего персонала для участия в благотворительности, в частности
в рамках этой программы?
А.П.:
В рамках программы «Право помогать есть у каждого» у
наших сотрудников, как и у любого физического лица в России, существуют
возможность в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (часть 2, статья 219)
воспользоваться правом на получение социальных налоговых вычетов при уплате
налогов, и все сотрудники об этом знают. Но в течение полутора лет, с момента
осуществления в РОСБАНКе этой программы, никто из сотрудников не воспользовался
данным правом. Это объяснятся тем, что главный стимул человека, творящего благо,
находится внутри него самого, и всяческие внешние стимулы вторичны.
«СУП»:
Много ли сотрудников банка участвует в этой программе?
Этот вопрос не праздный, поскольку приходилось читать о том, что данная
программа призвана способствовать формированию корпоративной идентичности, а
значит, можно говорить о том, что чем больше сотрудников в ней участвует, тем
крепче Корпоративная идентичность.
А.П.: В
настоящее время в Программе принимает участие более 100 человек — 10 %
сотрудников, имеющих доступ к корпоративной сети. По международным стандартам
этот показатель приближается к максимальному результату для программ частных
благотворительных пожертвований в крупных западных корпорациях. Несмотря на то,
что показатель участия сотрудников в программе, на первый взгляд, невелик, на
самом деле программа оказывает эффективное воздействие на всех сотрудников.
Осуществляя подобную программу, банк занимает активную социальную позицию, а
принадлежность к компании с высокой социальной репутацией в данном случае
является ощутимым стимулом укрепления корпоративного морального духа, благодаря
чему усиливается мотивация к труду среди сотрудников и укрепляется корпоративная
идентичность.
Разработка программы
позволила скорректировать Концепцию благотворительной и социальной деятельности
РОСБАНКа с учетом мнений сотрудников и менеджмента. А поскольку
благотворительность является выражением идеологии, философии любой компании,
можно говорить о взаимном влиянии и объединении ценностей банка и индивидуальных
ценностей сотрудников.
«СУП»: Существует такое мнение, что
корпоративная идентичность, направленная на создание внутри компании некой
однородной корпоративной культуры, — миф, поскольку ценности руководителя и
рядового сотрудника вряд ли могут совпадать. Что вы думаете по этому поводу?
А.П.:
Действительно, результаты исследований показывают, что по мере продвижения
«наверх» менеджеры все меньше склонны быть частью общности. Для них
принадлежность к организации чаще всего выступает не как самоцель, а как
средство достижения своих целей. Но, тем не менее, корпоративная идентичность
является одним из ведущих факторов, способных объединить децентрализованные
компании в единое целое.
«СУП»:
Что, по вашему мнению, должно произойти в стране, чтобы социальная политика
большинства компаний перешла на качественно новый уровень, например, как в вашем
банке?
А.П.:
Всегда более эффективно то, что идет изнутри, а не приносится извне. Переход на
иной качественный уровень — это вопрос развития компании, и вряд ли следует
ожидать каких-либо изменений в стране, занимая пассивную позицию. Бизнесу
следует продолжать последовательно проводить политику социальной
ответственности, вести долгосрочные программы, которые действительно необходимы
обществу (периодически проводя оценку эффективности этих программ),
демонстрируя, таким образом, свою устойчивость и твердое намерение внести
ощутимый вклад в развитие российского общества.
РОСБАНК
входит в десятку ведущих кредитных организаций России. В ежегодном рейтинге
крупнейших банков по размеру капитала первого порядка журнала «The Banker» он
занимает 783-е место в мире и 15-е — среди кредитных организаций Центральной и
Восточной Европы.
РОСБАНК последовательно расширяет сеть отделений и филиалов,
стремится к созданию максимально комфортных условий для клиентов, расширяет
линейку банковских продуктов, доступных населению.
РОСБАНК —
стратегический партнер и инвестор ведущих предприятий России. Его услугам
доверяют такие компании, как «АЛРОСА», «Аэрофлот — российские авиалинии»,
«Газпром», Группа «Русский алюминий», «Магнитогорский металлургический
комбинат», «Норильский никель», «Славнефть». Среди клиентов — многие предприятия
среднего и малого бизнеса различных отраслей экономики.
РОСБАНК
имеет дочерние банки в Женеве (ROSBANK
Switzerland SA) и Минске (АКБ «БЕЛРОСБАНК»), а также представительство в
Пекине.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (45), октябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.