№ 10, октябрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

«Право помогать есть у каждого»

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Новая страница 1

«Право помогать есть у каждого»

 

«Секреты управления персоналом»: Социальная ответственность бизнеса — тема, которая активно обсуждается в прессе. Интерес к ней, как нам кажется, держится на трех китах: давление государства, реже — привлекательность для западных инвесторов и еще реже — этические принципы руководства и сотрудников компаний. Что для вас и вашей компании означает понятие «социально ответственный бизнес»?

Анна Плотникова: Корпоративная социальная ответственность для нас — это возможность гармонизации деловых интересов компании и интересов общества, ведение бизнеса в соответствии с этическими нормами во всех областях, где бизнес оказывает воздействие на общество. Отдавая первенство этическим принципам, не стоит забывать о возможной пользе — как для бизнеса, так и для общества — эффективно осуществляемой политики корпоративной социальной ответственности. Для бизнеса — это улучшение репутации и создание благоприятной (стабильной) среды для развития. Для общества — возможность решения важных социальных проблем. Не для кого не является секретом, что репутация компании — это один из видов нематериальных активов. Положительная деловая репутация означает, что стоимость банка превышает совокупную стоимость его активов и пассивов. Такие факторы, как наличие солидной клиентской базы, высокое качество услуг, уровень менеджмента и квалификации персонала, обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, что может быть получен при использовании аналогичных активов и пассивов, но в отсутствии отмеченных нематериальных факторов. В сфере услуг вообще, а финансовых — особенно, деловая репутация имеет первостепенное значение.

 

«СУП»: Исследование «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», проведенное недавно, показало, что «общественные ожидания в отношении бизнеса завышены и размыты, выгоды от социального поведения крупных и средних компаний обществу пока не ясны. И это несмотря на большие средства, расходуемые бизнесом на социальные программы». Получается так, что люди не верят в благие намерения бизнеса. Как вы думаете, почему?

А.П.: Завышенные ожидания в отношении бизнеса и неверие в благие намерения бизнеса вряд ли вытекают одно из другого.  Хотя ситуацию в целом можно довольно просто объяснить: отсутствуют эффективные механизмы согласования интересов бизнеса и общества, механизмы формирования взаимных ожиданий и восприятия результатов от социальной ответственности бизнеса. Я принимала участие в этом исследовании, которое было завершено год назад, в качестве эксперта и могу сказать со всей ответственностью, что в течение этого года ситуация в России изменилась в положительную сторону.

 

«СУП»: Раз вы принимали участие в этом исследовании, то знаете, что по его результатам было выявлено несколько признаков социально ответственного бизнеса: качественная продукция и услуги, социальная защита сотрудников, законопослушность, благотворительность, охрана природы, создание рабочих мест, достойная заработная плата, вклад в развитие национальной экономики. Каковы приоритеты вашей компании и есть ли какая-то целенаправленная концепция в области социальных проектов?

А.П.: Существуют несколько уровней понимания корпоративной социальной ответственности. Для одних — это выпуск товаров и оказание услуг высокого качества, уплата налогов; для других — программы, направленные на персонал компании (медицинское страхование, корпоративное пенсионное обеспечение, развитие персонала);  для третьих — деятельность компании, связанная с решением важных социальных проблем (разработка и проведение стратегических благотворительных и социальных программ), — по сути, инвестирование в общество.

Любая компания в своем развитии проходит все эти три уровня развития самосознания, и только последний, на мой взгляд, является непосредственным выражением социальной корпоративной ответственности, поскольку есть разница между необходимостью сделать что-то (от качества товаров и услуг, квалификации персонала зависит, будет ли компания конкурентоспособной, сможет ли «выжить») и желанием сделать это.

РОСБАНК был образован после финансового кризиса 1998 года. Это обстоятельство предоставило уникальную возможность с момента его основания определить концепцию благотворительной и социальной деятельности банка с учетом как мирового опыта в этой области, так и положительного опыта ведущих российских коммерческих банков, в том числе и ОНЭКСИМа, правопреемником которого является РОСБАНК.

 

«СУП»: Задавая вопрос о существовании концепции, мы подразумевали помимо всего прочего оценку актуальности принятия решения по тому или иному социальному проекту. Какова процедура принятия таких решений в вашем банке?

А.П.: Благотворительная и социальная программа банка является одним из выражений идеологии, включающей в себя отношение к отечественной культуре, науке и социальной действительности. В ходе изучения особых потребностей в этих сферах нами были определены приоритеты социального инвестирования. Разработка культурных проектов и социальных программ осуществляется в Департаменте общественных связей нашего банка. Решение о финансировании принимается коллегиально на заседании Бюджетного Комитета.

 

«СУП»: Из прессы мы узнали, что в вашем банке существует довольно-таки необычная для постсоветского пространства программа «Право помогать есть у каждого». Расскажите, пожалуйста, о том кто явился ее инициатором.

А.П.: Поясню для читателей, что внутрикорпоративная благотворительная программа «Право помогать есть у каждого», являясь  действительно пока что уникальной для России, представляет собой программу поддержки банком частных пожертвований сотрудников. В рамках «Право помогать есть у каждого» сотрудники банка имеют возможность самостоятельно определять, каким организациям они хотели бы перечислить часть своей зарплаты, а РОСБАНК со своей стороны поддерживает подобные инициативы и удваивает эту сумму. Каждому сотруднику предоставляется отчет, как были потрачены его деньги.

Подобные программы достаточно распространены в западных компаниях, и в России у них — большое будущее, поскольку они могут быть нацелены на объединение ценностей компании и индивидуальных ценностей сотрудников. По инициативе Департамента общественных связей в разработке программы принимали участие сотрудники Департамента организационного развития и персонала, Департамента информационных технологий и Операционного департамента банка. Можно сказать, что эта программа — продукт интеллектуальной деятельности очень многих сотрудников банка.

 

«СУП»: Зачастую интерес к благотворительности невысок из-за того, что людей подталкивают к ней, а если и не подталкивают, то, как правило, непонятно, кому и на что идут деньги. Какова ситуация в вашем банке?

А.П.: Мы сотрудничаем с теми организациями, которые прозрачны, легитимны, имеют желание и потенциал к осуществлению тех или иных проектов. Решение о сотрудничестве принимается в соответствии с концепцией благотворительной и социальной деятельности банка. Кроме того, для нас было важно создать такой механизм  взаимодействия с некоммерческими организациями, нуждающимися в помощи, чтобы он был максимально эффективным как для получателя, так и для нас, поэтому мы решили, что наиболее оптимальной формой работы будет конкурсный отбор проектов при наличии квалифицированной экспертной оценки. Взять, например, нашу программу помощи детям (я имею в виду благотворительную грантовую программу «Новый день»), которая осуществляется в партнерстве с Детским фондом ООН (UNICEF) при администрировании британского благотворительного фонда Charity Aid Foundation.

Одним из основных положений концепции благотворительной и социальной деятельности является обязательный анализ и контроль всех благотворительных проектов банка. Существуют довольно эффективные механизмы контроля над выделенными средствами, над осуществлением того или иного проекта. Взаимодействие на стадии реализации проекта просто необходимо, оно помогает осуществить его с максимальной эффективностью. Со многими благотворительными организациями мы стали друзьями.

 

«СУП»: Насколько нам известно, существующее налоговое законодательство не дает реальных стимулов для благотворительности. Есть ли какие-то стимулы, помимо моральных, у самого банка (в лице владельцев, руководства) и у вашего персонала для участия в благотворительности, в частности в рамках этой программы?

А.П.: В рамках программы «Право помогать есть у каждого» у наших сотрудников, как и у любого физического лица в России, существуют возможность в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (часть 2, статья 219) воспользоваться правом на получение социальных налоговых вычетов при уплате налогов, и все сотрудники об этом знают. Но в течение полутора лет, с момента осуществления в РОСБАНКе этой программы, никто из сотрудников не воспользовался данным правом. Это объяснятся тем, что главный стимул человека, творящего благо, находится внутри него самого, и всяческие внешние стимулы вторичны.

 

«СУП»: Много ли сотрудников банка участвует в этой программе? Этот вопрос не праздный, поскольку приходилось читать о том, что данная программа призвана способствовать формированию корпоративной идентичности, а значит, можно говорить о том, что чем больше сотрудников в ней участвует, тем крепче Корпоративная идентичность.

А.П.: В настоящее время в Программе принимает участие более 100 человек — 10 % сотрудников, имеющих доступ к корпоративной сети. По международным стандартам этот показатель приближается к максимальному результату для программ частных благотворительных пожертвований в крупных западных корпорациях. Несмотря на то, что показатель участия сотрудников в программе, на первый взгляд, невелик, на самом деле программа оказывает эффективное воздействие на всех сотрудников. Осуществляя подобную программу, банк занимает активную социальную позицию, а принадлежность к компании с высокой социальной репутацией в данном случае является ощутимым стимулом укрепления корпоративного морального духа, благодаря чему усиливается мотивация к труду среди сотрудников и укрепляется корпоративная идентичность.

Разработка программы позволила скорректировать Концепцию благотворительной и социальной деятельности РОСБАНКа с учетом мнений сотрудников и менеджмента. А поскольку благотворительность является выражением идеологии, философии любой компании, можно говорить о взаимном влиянии и объединении ценностей банка и индивидуальных ценностей сотрудников.

 

«СУП»: Существует такое мнение, что корпоративная идентичность, направленная на создание внутри компании некой однородной корпоративной культуры, — миф, поскольку ценности руководителя и рядового сотрудника вряд ли могут совпадать. Что вы думаете по этому поводу?

А.П.: Действительно, результаты исследований показывают, что по мере продвижения «наверх» менеджеры все меньше склонны быть частью общности. Для них принадлежность к организации чаще всего выступает не как самоцель, а как средство достижения своих целей. Но, тем не менее, корпоративная идентичность является одним из ведущих факторов, способных объединить децентрализованные компании в единое целое.

 

«СУП»: Что, по вашему мнению, должно произойти в стране, чтобы социальная политика большинства компаний перешла на качественно новый уровень, например, как в вашем банке?

А.П.: Всегда более эффективно то, что идет изнутри, а не приносится извне. Переход на иной качественный уровень — это вопрос развития компании, и вряд ли следует ожидать каких-либо изменений в стране, занимая пассивную позицию. Бизнесу следует продолжать последовательно проводить политику социальной ответственности, вести долгосрочные программы, которые действительно необходимы обществу (периодически проводя оценку эффективности этих программ), демонстрируя, таким образом, свою устойчивость и твердое намерение внести ощутимый вклад в развитие российского общества.

 

РОСБАНК входит в десятку ведущих кредитных организаций России. В ежегодном рейтинге крупнейших банков по размеру капитала первого порядка журнала «The Banker» он занимает 783-е место в мире и 15-е — среди кредитных организаций Центральной и Восточной Европы. РОСБАНК последовательно расширяет сеть отделений и филиалов, стремится к созданию максимально комфортных условий для клиентов, расширяет линейку банковских продуктов, доступных населению. РОСБАНК — стратегический партнер и инвестор ведущих предприятий России. Его услугам доверяют такие компании, как «АЛРОСА», «Аэрофлот — российские авиалинии», «Газпром», Группа «Русский алюминий», «Магнитогорский металлургический комбинат», «Норильский никель», «Славнефть». Среди клиентов — многие предприятия среднего и малого бизнеса различных отраслей экономики. РОСБАНК имеет дочерние банки в Женеве (ROSBANK Switzerland SA) и Минске (АКБ «БЕЛРОСБАНК»), а также представительство в Пекине.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (45), октябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.