Новая страница 1
«Секреты
управления персоналом»: Владислав, лояльность у нас обычно связывается с
законопослушностью, а значит, ассоциируется со службой безопасности организации
чем, например, со службой управления персоналом. Что вы думаете об этом?
Владислав Доминяк:
Действительно, такое мнение
существует. Мне кажется, что это ни что иное, как стереотип, связанный с нашей
историей. Время на месте не стоит, и отношение к понятиям тоже меняется. В 2000
году мы проводили исследование среди менеджеров, направленное на уточнение
восприятия ими понятия «лояльность персонала». В результате были выделены
следующие категории: расположенность к организации; осознанные действия в
интересах организации; соблюдение норм, правил, обязательств; разделение целей и
принципов работы организации; отсутствие действий, наносящих ущерб организации.
Я перечислил категории в порядке убывания значимости. К «расположенности»
относилось более 30 % упоминаний, к соблюдению норм — 15 %, об ущербе вспомнили
менее 9 % менеджеров. Таким образом, однозначно говорить о наличии ассоциативной
связи между лояльностью и законопослушностью нельзя.
«СУП»: А что вы думаете по
поводу определений лояльности в словарях?
В.Д.:
Единства мнений нет.
Например, у Даля лояльный — милосердный, человечный, человеколюбивый,
приветливый, благородный, правдивый, доброжелательный. У Ожегова лояльный —
держащийся формально в пределах законности, в пределах
благожелательно-нейтрального отношения к кому-, чему-нибудь.
Один из переводов французского слова
loyal
— «верный», а верность подразумевает не только отсутствие вреда, но и поддержку
того, кому (или чему) ты верен. Конечно, в понятии «лояльность» есть и
предполагаемое отсутствие ущерба, и действия, направленные на поддержку объекта
лояльности. Если сотрудник готов, хочет и действует в интересах организации, то
вероятность ущерба очень низка; если же он формально держится в рамках
существующих правил, то вероятность ущерба повышается. А сделать так, чтобы
сотрудник хотел действовать в интересах компании, был к этому готов и
действовал, чтобы он был ориентирован на долгосрочную работу в компании, должен
«персональщик», а не сотрудник службы безопасности.
«СУП»: При
всем разнообразии мнений, наверное, стоит разделять такие понятия, как
«благонадежность», «законопослушность» и «лояльность», «чувство преданности»?
В.Д.:
Да.
Законопослушность, благонадежность относятся к ненанесению вреда. Лояльность,
преданность, верность — это причинение пользы. И еще три момента, касающихся
понятия «лояльность».
Первый. Слово «лояльность», так или иначе,
воспринимается большинством. В свое время была попытка Михаила Магуры
ввести понятие «приверженность» в смысле «преданность, верность, патриотизм», а
точнее как перевод английского
organizational
commitment, подразумевающего идентификацию сотрудника
с целями и ценностями организации, вовлеченность в рабочий процесс и
эмоциональную привязанность к организации. Именно эмоциональную привязанность
Магура и назвал лояльностью. Мне кажется, что приверженность как термин не
прижилась и используется в последнее время как синоним лояльности.
Второй. В последнее время очень много
говорят о клиентской лояльности к бренду, торговой марке, конкретной фирме. При
этом имеют в виду, что клиент хочет покупать продукцию или услуги конкретной
фирмы или под конкретной торговой маркой и делает это. Мы не можем заставить
клиента быть лояльным, мы можем создать такие условия, чтобы он
захотел. Мне кажется, что нет необходимости наделять разным смыслом термины
«лояльность клиента» и «лояльность сотрудника». Тем более что все чаще можно
столкнуться с понятием внутреннего маркетинга, рассматривающего сотрудника как
внутреннего клиента.
Третий. На Западе существуют
два понятия:
organizational
commitment как
преданность, приверженность, верность организации и
employee
loyalty
как лояльность персонала. Если разбираться в содержании этих понятий, то
существенной разницы нет. В частности,
commitment подразумевает относительную силу индивидуальной
идентификации и вовлеченности в отдельную организацию и включает разделение
целей и ценностей организации, готовность прикладывать усилия в интересах
организации и желание продолжать работать в организации длительное время. По
мнению
John
Meyer и
Natalie
Allen,
commitment содержит
эмоциональную, продолженную (расчетную, текущую) и нормативную составляющие, при
этом высокий
commitment
ведет к снижению текучести, снижению абсентеизма, увеличению эффективности
сотрудника (улучшению характеристик поведения сотрудника как гражданина
организации) и улучшению здоровья сотрудника. С другой стороны, лояльность
сотрудника подразумевает «чувство присоединения, взаимности и доверия»,
«постоянство, устойчивость, преданность и привязанность». По мнению Carol Goman,
«лояльность — эмоция, которая проявляется как забота и беспокойство за другого
человека или организацию» и выражается в соответствующем поведении. На основании
исследований, проведенных в США в 2003 году среди 250 менеджеров по персоналу и
200 соискателей, лояльность сотрудников включает побуждение (мотивацию) к
хорошему выполнению работы, соответствие повышенным рабочим требованиям, желание
оставаться в компании более двух лет и намерение рекомендовать компанию другим.
Таким образом, в западных источниках лояльность рассматривается аналогично
преданности, приверженности. Вряд ли имеет смысл вносить терминологическую
путаницу у нас.
«СУП»:
Хотелось бы услышать ваше определение лояльности персонала.
В.Д.:
Лояльность персонала — это
доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству,
сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанное выполнение
сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в
интересах компании, а также соблюдение норм, правил и обязательств, включая
неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов
взаимодействия.
«СУП»: Какие
существуют методы и инструменты измерения лояльности персонала?
В.Д.:
Методов и
инструментов довольно много. Другой вопрос, какими из них имеет смысл
пользоваться. Я предложил бы следующую классификацию. Во-первых, методы,
основанные на наблюдении поведенческих проявлений лояльности. Данные методы
требуют четко составленного перечня этих проявлений, схемы наблюдения и
наблюдателей, и имеют ряд недостатков: влияние фактора социальной желательности
(если сотрудник знает, что за ним наблюдают) — можно использовать включенное
наблюдение; субъективность наблюдателя — можно использовать несколько специально
подготовленных наблюдателей; большие затраты (представьте себе долгосрочный
ассесмент).
Во-вторых, метод экспертной оценки. В
качестве наблюдателей используются сотрудники (разных уровней) оцениваемого. В
качестве недостатков можно выделить большие затраты (в том числе временные),
этические вопросы, влияние групповой сплоченности и так далее. С учетом
недостатков метод валиден (годен, уместен) по определению. Если эксперт один, то
использовать данный метод некорректно.
В-третьих, различные самооценочные методики.
Здесь можно выделить прямые и косвенные методики. Прямые направлены на оценку
собственно лояльности. К ним относятся переводные варианты. Например,
Organizational
Commitment
Questionnaire. Есть переводы Магуры, Харского и вашего покорного слуги.
Могу говорить только по поводу своего перевода. Надежность методики достаточно
высокая. При этом наши данные согласуются с данными, полученными западными
исследователями. Далее —
Organizational
Commitment
Scale.
Методика, соответствующая трехкомпонентной модели. Данные по надежности, которые
получил Доценко: для эмоциональной составляющей — 0,84; для текущей
(продолженной) — 0,49; для нормативной — 0,79. Есть мой перевод. Данные по
надежности: для эмоциональной составляющей —0,70; для продолженной — 0,54; для
нормативной — 0,80. Таким образом, в наших условиях можно пользоваться шкалами
эмоциональной и нормативной составляющих, нельзя — продолженной. Существуют и
другие методики.
В целом, прямые методики служат лишь для
констатации факта, в лучшем случае — для отслеживания динамики. Разработать
программы повышения лояльности помогают методики косвенные.
Косвенные методики предполагают предсказание
лояльности по некоторым косвенным признакам. К этим методикам сложно относиться
однозначно. В каждом конкретном случае необходимо интересоваться результатами
предварительных исследований. В частности, лояльность связана (но не зависит) с
удовлетворенностью работой, оценками справедливости и заботы организации о своих
сотрудниках. В значительной степени лояльность определяется мотивационной
картиной сотрудника и тем, насколько реализованы его ожидания от организации
(точнее, как он оценивает возможности их реализации). В соответствии с западными
данными лояльность зависит от ряда личностных характеристик, опыта социализации,
опыта работы, ценностей, вложений (инвестиций) в организацию и так далее. У нас
для измерения лояльности косвенными методами используют все, что угодно. В
качестве анекдота мне рассказывали, что для измерения лояльности использовался
опросник Кэттела. Существуют и другие варианты. Например, для измерения
лояльности используют методику УСК (уровень субъективного контроля, локус
контроля). Не могу сказать ничего ни за, ни против, поскольку данные
отсутствуют. В целом, я отношусь скептически к использованию личностных и
демографических характеристик для определения лояльности. Во всяком случае, по
моим данным, статистически значимых связей между лояльностью и возрастом,
количеством лет обучения, уровнем субъективного благополучия не обнаружено.
Статистически значимых различий между мужчинами и женщинами, между постоянными
сотрудниками, и сотрудниками, работающими по совместительству, между рядовыми
сотрудниками и менеджерами среднего звена не обнаружено. Статистически значимо
различаются топ-менеджеры и остальные сотрудники.
Из косвенных методик, использование которых
дает возможность разработать программы повышения лояльности, с моей точки
зрения, наиболее эффективны мотивационные методики. В частности, для диагностики
лояльности используют методику «Психосемантическая диагностика скрытой
мотивации» Игоря Леонидовича Соломина.
Еще один вариант — предложенная нами модель
реализации ожиданий (возможности реализации мотивов). С помощью данной модели (и
соответствующего инструмента) можно предсказать и объяснить до 50 % лояльности
(по результатам регрессионного анализа).
Таким образом, в зависимости от цели
исследования необходимо выбирать соответствующий набор методик. А чтобы не
ошибиться, имеет смысл обращать внимания на цифры, которые приводят авторы. В
частности, на показатели валидности и надежности, нормативные значения.
«СУП»:
Насколько мы поняли, есть индивидуальная диагностика и отдела или компании в
целом. В каких случаях эффективна та или иная диагностика?
В.Д.:
Действительно, можно провести исследование как в компании в целом, по
подразделениям, так и индивидуально для каждого сотрудника. Исследования
подразделений обычно проводятся анонимно, позволяют получить общую картину по
организации и разработать общие рекомендации. Если есть готовность разрабатывать
систему мер для повышения уровня лояльности каждого конкретного сотрудника, то
необходима индивидуальная диагностика. Индивидуальный подход всегда более
эффективен, но требует больших затрат.
«СУП»: Можно
ли говорить о том, что, подобрав ключи к мотивации сотрудника, мы решаем вопрос
лояльности персонала?
В.Д.:
И да, и нет. Математически
мотивационная составляющая будет определять лояльность процентов на пятьдесят.
Вторая половина определяется индивидуальными нормами, ценностями, опытом
социализации, опытом работы, в какой-то степени, вероятно, личностными
особенностями. Нельзя забывать о таких параметрах, как качество руководства и
эффективная организация рабочего процесса.
«СУП»: Опыт
лояльности человек накапливает с раннего детства. А если подобный опыт
отсутствовал, можно ли уже взрослого человека сделать лояльным, или время
упущено?
В.Д.:
Лояльность
ради лояльности большого смысла не имеет. Поэтому с трудом представляется
сотрудник, который стремится быть лояльным.
Я очень плохо представляю себе и получение
негативного опыта в ситуации с лояльностью. Чтобы такой опыт появился,
необходимо, чтобы человека за лояльность наказывали, а за нелояльное поведение
поощряли. Такой опыт возможен, если действия человека были направлены не на
интересы объекта лояльности, а на что-то другое. И с этим можно работать. Чаще
человек получает либо положительное подкрепление, либо никакое. Хорошо, конечно,
когда ваш сотрудник из рабочей династии и лояльность впитана с молоком матери,
но ведь не все же такие.
Я думаю, что любой человек может быть
лояльным сотрудником. Я же лоялен не потому, что хочу быть лояльным, а потому
что мне нравится работать в организации. Эмоциональная составляющая не будет
зависеть от предыдущего опыта (если, конечно, сотрудник не привык получать,
например, негативное внимание). Расчетная составляющая также легко меняется,
достаточно показать пути достижения своей выгоды. Хуже с нормативной
составляющей. Например, человеку с низким социальным самоконтролем будет тяжелее
соблюдать корпоративные нормы до тех пор, пока он не начал считать их своими.
Здесь очень важен процесс интернализации норм. И задача службы персонала —
поддержать в этом сотрудника.
«СУП»:
Чем может быть опасен лояльный сотрудник?
В.Д.:
Фанатизмом. Любая крайность
может быть опасной. Вспомните, вы наверняка встречали людей, которые начинают
навязчиво заботиться (как они считают нужным) о вас, не поинтересовавшись вашим
мнением. Какая у вас на них реакция? Так же и с излишне лояльным сотрудником.
Фанатизм снижает критичность, что не всегда ведет к успешному и адекватному
выполнению функций. Однако сказанное не означает, что лояльность это плохо.
Просто рядом с лояльными сотрудниками могут оказаться фанатики, также как среди
здоровых людей иногда появляются больные.
«СУП»: Не
могли бы вы назвать, скажем, так, обязательные атрибуты лояльности?
В.Д.:
Лояльный
сотрудник должен хотеть работать в организации, считать, что ему
это выгодно, и действовать соответствующим образом. А выражаться
это может в различных формах, которые во многом связаны с культурой организации,
ее нормами и ценностями. Если в число норм включены задержки на работе, то это
может быть атрибутом лояльности. А может и не быть. Зависит от того, включается
ли данная норма в личные ценности сотрудника. Если я остаюсь на работе потому,
что хочу, — это одно. Если потому, что так делают все (или начальник), — другое.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (46), ноябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.