Новая страница 1
В соответствии с Законом
Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «О железнодорожном транспорте» с
последующими изменениями и дополнениями железнодорожный транспорт призван
обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними
работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей
среды, формирование рынка транспортных работ и услуг.
Из Закона Республики Беларусь
от 5 мая 1998 г. «Об основах транспортной деятельности» следует, что работники,
непосредственно обеспечивающие безопасность движения, судоходства и полетов,
должны иметь соответствующую подготовку, состояние здоровья, необходимые для
исполнения своих профессиональных обязанностей. Особенности найма работников
железнодорожного транспорта конкретизируются в ст. 38 Закона «О железнодорожном
транспорте»: работники железнодорожного транспорта общего пользования,
непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, должны иметь
профессиональную подготовку, необходимую для исполнения соответствующих
обязанностей, проходить обязательное медицинское освидетельствование при приеме
на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь. К таким работникам относятся работники,
деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения и
обслуживанием пассажиров: машинисты, диспетчеры, регулировщики, операторы,
кассиры, осмотрщики, мастера, бригадиры, производители работ, электромеханики,
осмотрщики вагонов, слесари, проводники, начальники станций, поездов и др. Такой
широкий круг работников не случаен. В структуре Белорусской железной дороги в
статусе юридических лиц действуют многочисленные государственные предприятия,
учреждения, организации. В составе шести отделений Белорусской железной дороги
функционируют также структурные подразделения: станции, локомотивные депо,
вагонные депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения, дистанции
сигнализации и связи, автобазы, др.
В Трудовом кодексе Республики
Беларусь особенности труда работников железнодорожного транспорта определены
нечетко (ст. 318 ТК):
они рассматриваются
одновременно с другой отраслью экономики — связью (между этими двумя отраслями,
несомненно, существуют отличия);
упоминается лишь о
дифференциации трудовых отношений в регулировании рабочего времени и времени
отдыха.
Укажем особенности правового
регулирования труда работников железнодорожного транспорта:
особые требования к профессиональной подготовке персонала,
обеспечивающего перевозочный процесс;
обязательное медицинское освидетельствование персонала при
приеме на работу и периодические медицинские осмотры;
особые правила использования
рабочего времени и времени отдыха в связи с непрерывностью перевозочного
процесса;
в отдельных случаях
установление времени начала и окончания работы вне места постоянной работы;
включение в рабочее время
времени приема и сдачи локомотивов, поездов (секций) и вагонов локомотивными и
поездными бригадами, а также времени на подготовку в рейс.
Hормирование продолжительности
рабочего времени устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом;
установление на непрерывных
производствах и при выполнении работы в пути (например, проводниками)
продолжительности ежедневной работы (смены) не более 12 часов, в специальных
случаях — не более 16 часов с учетом кратковременного отдыха;
учетный период рабочего времени — календарный или иной период
(год, тур, др.);
введение по согласованию с
профсоюзом рабочего дня с разделением на части, с перерывами, общая
продолжительность которых не может быть более 4 часов;
учет рабочего времени
(машиниста, караула) на основе маршрутов, других документов;
привлечение работников
некоторых профессий рабочих и должностей служащих к дежурствам на основе
графиков (на дому, в специальных помещениях) с применением специальных правил
зачета времени дежурства в рабочее время;
организация работы локомотивных
и кондукторских бригад по именным графикам или вызывной системе;
возможность предоставления
еженедельных дней отдыха в суммированном виде определенным категориям
работников;
предоставление отдыха работникам локомотивных и кондукторских
бригад, военизированной охраны, работающим по охране грузов, после каждой
поездки в оба конца (тур);
возможность уменьшения
продолжительности отдыха в основном пункте (не более чем на 25 %) с последующим
увеличением отдыха в учетном периоде;
установление в период массовых
пассажирских перевозок особого режима работы, отдыха (не менее 50 % общего
времени полагающегося отдыха с последующей компенсацией за счет дней отдыха с
возможным присоединением к отпуску);
предоставление дополнительного трудового отпуска до 4
календарных дней;
особые правила трудовой
дисциплины и наступления специальной дисциплинарной ответственности для
определенных категорий работников;
выплата надбавок за подвижной и
разъездной характер работы, за постоянную работу в пути. Особенности правового
регулирования труда работников железнодорожного транспорта в большей степени
прослеживаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, дисциплины
труда, в меньшей степени — в вопросах заключения трудового договора, предоставления
гарантий и компенсаций.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (47), декабрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.