№ 12, декабрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Особенности трудовых отношений в организациях железнодорожного транспорта

Рубрика «Трудовое законодательство»

М.С. Мищенко доцент кафедры гражданского права и процесса Белорусского института правоведения

Новая страница 1

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «О железнодорожном транспорте» с последующими изменениями и дополнениями железнодорожный транспорт призван обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг.

Из Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об основах транспортной деятельности» следует, что работники, непосредственно обеспечивающие безопасность движения, судоходства и полетов, должны иметь соответствующую подготовку, состояние здоровья, необходимые для исполнения своих профессиональных обязанностей. Особенности найма работников железнодорожного транспорта конкретизируются в ст. 38 Закона «О железнодорожном транспорте»: работники железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, должны иметь профессиональную подготовку, необходимую для исполнения соответствующих обязанностей, проходить обязательное медицинское освидетельствование при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. К таким работникам относятся работники, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения и обслуживанием пассажиров: машинисты, диспетчеры, регулировщики, операторы, кассиры, осмотрщики, мастера, бригадиры, производители работ, электромеханики, осмотрщики вагонов, слесари, проводники, начальники станций, поездов и др. Такой широкий круг работников не случаен. В структуре Белорусской железной дороги в статусе юридических лиц действуют многочисленные государственные предприятия, учреждения, организации. В составе шести отделений Белорусской железной дороги функционируют также структурные подразделения: станции, локомотивные депо, вагонные депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения, дистанции сигнализации и связи, автобазы, др.

 В Трудовом кодексе Республики Беларусь особенности труда работников железнодорожного транспорта определены нечетко (ст. 318 ТК):

они рассматриваются одновременно с другой отраслью экономики — связью (между этими двумя отраслями, несомненно, существуют отличия);

упоминается лишь о дифференциации трудовых отношений в регулировании рабочего времени и времени отдыха.

Укажем особенности правового регулирования труда работников железнодорожного транспорта:

особые требования к профессиональной подготовке персонала, обеспечивающего перевозочный процесс;

обязательное медицинское освидетельствование персонала при приеме на работу и периодические медицинские осмотры;

особые правила использования рабочего времени и времени отдыха в связи с непрерывностью перевозочного процесса;

в отдельных случаях установление времени начала и окончания работы вне места постоянной работы;

включение в рабочее время времени приема и сдачи локомотивов, поездов (секций) и вагонов локомотивными и поездными бригадами, а также времени на подготовку в рейс.

Hормирование продолжительности рабочего времени устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом;

установление на непрерывных производствах и при выполнении работы в пути (например, проводниками) продолжительности ежедневной работы (смены) не более 12 часов, в специальных случаях — не более 16 часов с учетом кратковременного отдыха;

учетный период рабочего времени — календарный или иной период (год, тур, др.);

введение по согласованию с профсоюзом рабочего дня с разделением на части, с перерывами, общая продолжительность которых не может быть более 4 часов;

учет рабочего времени (машиниста, караула) на основе маршрутов, других документов;

привлечение работников некоторых профессий рабочих и должностей служащих к дежурствам на основе графиков (на дому, в специальных помещениях) с применением специальных правил зачета времени дежурства в рабочее время;

организация работы локомотивных и кондукторских бригад по именным графикам или вызывной системе;

возможность предоставления еженедельных дней отдыха в суммированном виде определенным категориям работников;

предоставление отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад, военизированной охраны, работающим по охране грузов, после каждой поездки в оба конца (тур);

возможность уменьшения продолжительности отдыха в основном пункте (не более чем на 25 %) с последующим увеличением отдыха в учетном периоде;

установление в период массовых пассажирских перевозок особого режима работы, отдыха (не менее 50 % общего времени полагающегося отдыха с последующей компенсацией за счет дней отдыха с возможным присоединением к отпуску);

предоставление дополнительного трудового отпуска до 4 календарных дней;

особые правила трудовой дисциплины и наступления специальной дисциплинарной ответственности для определенных категорий работников;

выплата надбавок за подвижной и разъездной характер работы, за постоянную работу в пути.  Особенности правового регулирования труда работников железнодорожного транспорта в большей степени прослеживаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, дисциплины труда, в меньшей степени— в вопросах заключения трудового договора, предоставления гарантий и компенсаций.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (47), декабрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.