№ 12, декабрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Десять шагов на пути к креативным идеям

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Роберт СТЕРНБЕРГ

Новая страница 1

Мы предлагаем десять способов, которые помогут вашим сотрудникам  эффективно использовать свой креативный потенциал и подтолкнут их к воплощению интересных новаторских идей.

Способ № 1

Вознаграждайте тех, кто проявляет креативные способности

Наверное, самый очевидный (и почти всегда игнорируемый) способ повысить желание работать креативно — это вознаграждать тех, у кого есть такие способности. Важно помнить, что люди реагируют на ваши поступки, а не на слова, поэтому если вы хотите иметь креативных работников, вы обязаны реально и ощутимо вознаграждать их за инициативу. Однако большое количество руководителей  признают, что не только не вознаграждают за инициативность и креативность, но могут даже наказать за это.

Проявления творческой инициативы среди руководящего состава также заслуживает вашего поощрения; в противном случае, простые сотрудники поймут, что ваш призыв к креативности не поддерживается высшим руководством (или, по крайней мере, вашим непосредственным  начальством). Если вы занимаете достаточно высокую должность, покажите своим подчиненным, что заинтересованы в поощрении креативной работы простых сотрудников и предложите им для этого все возможные средства.

Недавно мы проводили консультации с одним высоким должностным лицом, которое сомневалось в том, что нижестоящие руководители поощряли творческую инициативу своих подчиненных. Мы предложили ему вывесить специальный ящик, в который работники могли бы бросать записки со своими креативными идеями и предложениями, минуя таким образом общепринятую систему внутрикорпоративной коммуникации и обращаясь с инициативой напрямую к нему. Сотрудникам при этом гарантировали, что  все полученные предложения будут носить конфиденциальный характер, а за те из них, которые впоследствии будут приняты, предлагалось денежное вознаграждение.

Инстинктивно многие полагают, что они действительно награждают сотрудников за инициативу, но затрудняются точно сказать, как именно. Мы предлагаем следующее: составьте список всего того, что вы предлагаете в качестве реальной и ощутимой награды за креативную работу, а затем продлите и улучшите его. Это ваш первый шаг на пути к созданию таких условий, которые бы по-настоящему стимулировали креативный подход к работе.

 

Способ № 2

Идите на оправданный риск

Мы назвали нашу теорию «теорией инвестирования в креативность», т.к. уверены, что креативных работников и организации, связанные с творческой деятельностью, можно сравнить с опытными инвесторами, которые руководствуются принципом: «купить подешевле, а продать подороже». Опытные инвесторы знают: чтобы получить хорошую прибыль, необходимо идти на оправданный риск. Точно так же как никто не может разбогатеть, внося средства  на сберегательный счет под 5 %, так  и инвестировать в креативность всегда рискованно. Но почему? Потому что творческие идеи идут вразрез со сложившейся системой и старыми привычками. А научно-исследовательские разработки в промышленной сфере могут принести хорошую прибыль, только если пойти на оправданный риск.

По-настоящему креативная идея должна не только отличаться оригинальностью, но и соответствовать поставленной задаче. Слишком часто те идеи, которые мы без обсуждения отвергаем, на самом деле оказываются действительно креативными. Таким образом, если вам пришла в голову мысль, которая на первый взгляд кажется совершенно нелепой, то присмотритесь к ней получше, и возможно, вы используете ее с выгодой.

Если вы идете на оправданный риск и не останавливаете других, то вам нужно быть готовым к неудачам: креативные работники неизбежно сталкиваются с ошибками. Несомненно, поощрять глупые ошибки не следует, но к тем из них, которые произошли в результате настоящих творческих поисков, нужно быть терпимее, поскольку, возможно, в будущем поиски принесут свою пользу. Точно также как инвесторы предпочитают вкладывать средства в разные виды деятельности, вы можете использовать различное сочетание инновационных стратегий, чтобы снизить вероятность неудач.

 

Способ № 3

Преодолевайте препятствия или они преодолеют вас

Как уже говорилось выше, те, кто руководствуется принципом: «купить подешевле, а продать подороже», неизбежно сталкиваются с препятствиями на своем пути, т.к. для креативных работников уже сам характер их деятельности предполагает преодоление трудностей. Но вопрос не в том, сталкиваются  ли креативные работники с трудностями, а в том, обладают ли они необходимым упорством и силой духа, чтобы преодолеть их.

Продвижение по служебной лестнице на многих предприятиях подобно пирамиде, и не все сотрудники способны добраться до вершины. А в организациях, связанных с творческой сферой деятельности, креативные работники, которые не боятся временных неудач, достигают самых высот.

Часто кажется, что те работники, которые меньше всего заслуживают награду за отличную креативную работу, получают ее прямо сейчас; как-никак, они ни для кого не представляют угрозы. Но в концов исчезают они исчезнут из поля зрения т.к. мала вероятность того, что они смогут блистать долгое время.

К сожалению, креативные идеи редко привлекают к себе внимание, и вам просто необходимо бороться за ваши идеи и предложения, и не один раз вы столкнетесь с глупыми, даже, может быть, расходящимися с производственными задачами возражениями. Когда Коперник высказал свое мнение о том, что Земля вертится вокруг Солнца, простым людям потребовалось всего лишь взглянуть на небо, чтобы доказать «ложность» сумасшедшей теории ученого. Но Коперник стоял на своем. Так же и вы должны поступать, если хотите перевернуть устоявшиеся взгляды.

 

Способ № 4

Думайте о будущем

Огромное количество коммерческих предприятий желают получить сиюминутную прибыль от вложенных средств. Людей не интересует долгое ожидание прибыли; им нужны ежегодные финансовые отчеты, чтобы удостоверится, что текущий год был успешнее, чем предыдущий. За желание получать прибыль именно сейчас приходится платить потерей в инновационных решениях. Другими словами, хотя и существует необходимость проводить фундаментальные исследования, представляются возможными только изыскания прикладного характера.

Если мы надеемся выйти на стремительно меняющийся рынок с какими-либо новшествами, нужно мыслить не только тактически, но и стратегически; брать инициативу на себя, а не только реагировать на обстоятельства. Однако слишком часто мы всего лишь играем в догонялки с нашими конкурентами, пытаясь заработать денег в уже установленных ими нишах на рынке. Такой подход мог бы быть удачным, если бы конкуренты не двигались дальше к  открытию новых ниш. Подлинная креативность  предполагает  ставку на долгосрочную перспективу, а не на достижение быстрого успеха.

 

Способ № 5

Продолжайте развиваться

Почему так много проектов, которые еще вчера имели успех, сегодня уже неактуальны? Часто потому, что  после первоначального успеха мы пребываем в состоянии самоуспокоенности; так  руководители предпочитают почивать на лаврах вместо того, чтобы идти дальше к новым свершениям.

Хотя и существует некоторое количество креативных идей, которые бессмертны (здесь можно вспомнить об эволюции или о понятиях «инь» и «янь» в восточной философии), все же большинство из них имеют определенный жизненный цикл. А так как немногим из нас способна прийти в голову идея, которая смогла бы жить вечно, мы обязаны почувствовать, когда настанет время превзойти нынешний успех и двигаться дальше к новым свершениям. Так же как опытные брокеры знают, когда наступает время продавать или покупать акции, творческие люди обязаны знать, когда идея изживает себя и нужна другая, свежая. Мы должны смотреть в будущее, а не цепляться за прошлое.

 

Способ № 6

Если вы в курсе всего или знаете слишком мало — задумайтесь о возможных последствиях

Всем известно, что лучше ничего не знать, чем знать хоть что-то. Отсутствие достаточной информации у сотрудников может дорогого стоить, если идея, над которой они работают, уже опробовалась конкурентами и была отвергнута как неудачная.  Чтобы избежать повторения чужих ошибок и развиваться дальше, основываясь на предыдущем опыте, мы обязаны быть в курсе того, что происходит в нашей сфере деятельности.

Если вы обладаете сведениями в избытке, это тоже может иметь свои последствия. Хотя проблема кроется не в том, что у вас слишком много информации как таковой, а в том, что это может побудить вас действовать согласно стереотипам и уже установившимся моделям поведения. Иногда такие всезнайки делают глупейшие ошибки просто потому, что не хотят даже допустить мысли о том, что самыми лучшими решениями могут быть те, о которых они никогда не слышали или которые еще не были придуманы. Уверенные в том, что поступают абсолютно правильно, они лишают себя многих других возможностей.

Такое всезнайство может, соответственно, обернуться упорным нежеланием и нетерпимостью к переменам. Если мы хотим развиваться, то должны быть открыты новым идеям и практике. Если вы слышите, как говорят: «так у нас  вещи не делаются» или «несомненно, это обречено на провал», знайте: такая осведомленность  не помогает раскрыться, а наоборот, сдерживает креативный потенциал.

 

Способ № 7

Не останавливайтесь перед неопределенностью

И хотя мы предпочитаем думать, что выдающиеся идеи приходят к нам в порыве вдохновения, на самом деле так бывает редко. Скорее, мы идем к ним постепенно, формируя из небольших составляющих. Вначале эти составляющие не очень согласуются друг с другом; некоторые из них просто не подходят. Когда нам кажется, что мы пытаемся собрать картинку-загадку, где не хватает нужных фрагментов рисунка, мы можем почувствовать непреодолимое желание бросить это занятие и заявить, что такую мозаику сложить невозможно. Если мы действительно хотим работать креативно, нужно научиться не останавливаться перед неопределенностью и возникающими трудностями. Мы должны быть готовы к долгим периодам, когда кажется, что ничто не имеет значения, кроме тех внешних и внутренних факторов, которые заставляют работать в напряженном режиме, чтобы закончить проект до срока. Однако самые удачные творческие идеи приходят к тем людям, которые готовы сделать паузу, чтобы найти самое оптимальное решение задачи.

 

Способ № 8

Ищите новые подходы к безнадежным или трудноразрешимым задачам

Если не удается сразу найти хорошее решение задачи, может показаться, что не стоит и браться за нее, т.к. она слишком трудна или вообще неразрешима. В таком случае ее стоит заново сформулировать.

Многие удачные изобретения появились в результате такого переосмысления. Например, благодаря тому, что кто-то случайно вывел формулу  слабого клеевого состава, появилась бумага для заметок post-it. И хотя этому человеку платили за то, чтобы он создал надежный, крепкий клей, он придумал способ использования своего неудачного изобретения, которое впоследствии стало крайне прибыльным продуктом.

Мы знаем человека, который, работая с не самым лучшим начальником, нашел новую работу не для себя, а для него, а сам получил место шефа.

Следуйте простому принципу: если вы не можете решить какую-либо проблему, не бейтесь головой о стену. Вместо этого, попробуйте по-другому сформулировать стоящую перед вами задачу. Трудность может состоять не в том, что найти нужное решение крайне тяжело, а в том, что неверно сформулирована задача.

 

Способ № 9

Занимайтесь именно тем, что вам нравится

Известно, что самые удачные творческие решения приходят к людям тогда, когда им нравится то, чем они занимаются. Ничто не может сравниться по силе воздействия с  внутренней мотивацией, именно такой мотивацией, которая кроется в самом человеке. Несмотря на то, что наличие внутренней мотивации не может гарантировать всплеска креативности, но если работа не нравится или мало интересна, в таком случае ждать креативных решений практически не приходится. Случалось ли вам нанимать человека для выполнения одних функций, чтобы в скором времени перевести его на другую работу, которая больше соответствует его способностям и интересам? Иногда работа может из скучной превратиться в интересную, хотя для этого вам необходимо дать сотруднику больше ответственности. 

 

Способ № 10

Постарайтесь понятие, когда необходимо что-то менять вокруг себя, а когда — просто уходить

Предположим, что там, где вы работаете, проявления креативности  не находят своего вознаграждения. Возможно, самая сложная творческая задача, с которой вы сталкиваетесь, и создает такую обстановку, которая тормозит весь процесс креативной работы. Но если вы не занимаете одну из высших руководящих должностей, этот процесс будет медленным и трудным, требующим все новых изменений. Каждая ваша попытка претворить в жизнь один из вышеназванных способов — это еще один шаг на пути к созданию атмосферы, благоприятствующей креативной работе.

Но иногда все это просто невозможно. Если высшее руководство слишком услужливо или трусливо, так что скорее задушит на корню все творческие порывы, спросите себя, действительно ли вы хотите работать в таком месте. Есть ли у вас другой выбор? Слишком часто люди остаются  на прежнем месте работы просто потому, что не видят своих возможностей или полагают, что у них нет других возможностей. Как поется в старой песне в стиле «кантри»: You got to know when to hold, and when to fold («Ты должен знать, когда карты веером держать, а когда их нужно спрятать»). Если игроку достались очень хорошие карты, он инстинктивно сворачивает их, чтобы никто не увидел, если обычные — держит как всегда, веером. Работая на другой должности или в другой компании, вы можете обнаружить в себе скрытый креативный потенциал.

Мы рассказали о десяти способах, которые помогут вам креативно работать в условиях, в которых вы находитесь. Но только вам решать, где вы сможете их применить. А если вы говорите себе: «Это было бы неплохо, но…», значит креативность вас не интересует. Работать креативно — значит полностью отдаться такому подходу, а это непросто. Одно можно сказать определенно: этим стоит заняться.



 

Роберт Стернберг — профессор Йельского Университета, председатель Американской психологической ассоциации (American Psychology Association). Включен в список ста самых выдающихся психологов ХХ в. (Top 100 Psychologists of the 20th Century).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (47), декабрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.