Новая страница 1
Воображение важнее знания.
Альберт Эйнштейн
Жизнь по понятиям
Сначала внесем ясность, как
соотносятся понятия «творчество», «творческое мышление» и «креативность».
Творчество —
деятельность, результатом которой является создание новых материальных и
духовных ценностей.
Творческое мышление —
способность генерировать необычные и новаторские идеи, находить принципиально
новые, уникальные решения, создавать новый взгляд на вещи, связывать предметы
или образы так, как их раньше не связывали.
Креативность, или дивергентные
способности — способность порождать множество разнообразных оригинальных идей
относительно одного и того же объекта.
Критериями креативности являются:
§
беглость —
количество идей, генерируемых в единицу времени;
§
оригинальность —
способность производить уникальные идеи;
§
восприимчивость —
чувствительность к необычным деталям и противоречиям;
§
метафоричность —
готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность
использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей.
Из перечисленного даже
неспециалисту видно, что используемые критерии являются относительными и
преимущественно качественными. То же самое можно сказать и о существующих на
настоящий момент тестах. Ни один из них не позволяет провести точную
диагностику. Более того, даже автор самого популярного на сегодняшний день теста
креативности Эллис Пол Торренс считал, что это невозможно в принципе. Хотя
определенную информацию для размышления тестирование дает, особенно если нужно
сравнить уровни креативных возможностей нескольких человек, например, при
конкурсном отборе кандидатов на творческую вакансию, однако результаты
тестирования не могут быть решающим фактором.
Чем вы думаете?
Мозг наш состоит из двух
полушарий — правого и левого, которые работают вместе, но каждое выполняет свою
функцию. Левое полушарие отвечает за последовательную линейную обработку
информации, анализ, логику, речь, вербальную память. Правое полушарие
воспринимает ситуацию как целое в совокупности с нашими ощущениями. Именно
правое полушарие нашего мозга отвечает за творчество, интуицию, синтез, за
генерацию новых идей, за озарения и создание столь почитаемого нами креатива.
Если работа левого полушария представляет собой почти полную аналогию с работой
компьютера, то искусственных аналогов правого полушария нет.
Многие знания — лишние печали?
Вся система образования — от
детского сада до университета — направлена на развитие левополушарных навыков,
конвергентных способностей. Все, что требуется от школьника или студента, — это
дать единственно правильный ответ. Но креативность, наоборот, предполагает
способность найти множество ответов, каждый из которых — правильный. И
отличники, демонстрирующие высокий интеллект и прекрасное знание предметной
области, часто оказываются в затруднении, когда нужно придумать что-то новое и
выйти за рамки привычного.
Наши наблюдения показали, что
уровень креативных способностей студентов часто находится в обратной зависимости
от среднего балла зачетной книжки. Так, Торренс считал, что креативность
максимально проявляется, когда существует дефицит знаний.
Вообще же многочисленными
исследованиями установлено, что прямой связи между интеллектом и креативностью
не существует. Как высокоинтеллектуальный человек может иметь слабые креативные
способности, так и наоборот — креативным может быть человек с невысоким
интеллектом. Однако если уровень интеллекта во многом определяется генетически,
то в отношении креативности ситуация более оптимистична.
Уровень нашей креативности не
определяется наследственными факторами, а формируется под влиянием среды, более
того, он может изменяться как в одну, так и в другую сторону в течение жизни.
Спады в креативности в основном связаны либо с уменьшением ее востребованности,
либо со стрессовыми ситуациями.
Стресс и креативность — кто
кого?
Без стресса человек не может
существовать в принципе, поскольку стресс является неспецифической реакцией на
любое сильное воздействие, он активизирует и мобилизует нас на решение задач, в
том числе творческих. Все дело в его уровне. И у каждого из нас есть свой
уровень стресса, который блокирует креативные способности. Такая
закономерность имеет под собой объяснение в физиологии мозговой деятельности.
Под корой полушарий головного мозга находятся более древние участки —
лимбическая и рептильная зоны. Первая отвечает за чувства, вторая
активизируется, когда нам что-то угрожает. Именно рептильная зона позволила
древнему человеку выжить, поскольку в ответ на все сильные раздражители
вынуждала его либо бежать, либо нападать. Активизация этой зоны блокирует
работу коры головного мозга, человек физически не способен творить, когда
находится в состоянии сильного стресса, испытывает страх либо чувство
безысходности. И это следует учитывать тем, кто руководит творческими командами
либо отдельными криэйтерами.
В здоровом теле — креативный
дух
Если говорить о других
факторах, которые оказывают влияние на проявление креативных способностей, то
можно выделить две основные группы — физиологические и психологические.
Из физиологических факторов
наиболее значимыми для процесса генерации идей являются снабжение мозга
кислородом, питанием, сон и отдых.
Наш мозг по весу составляет
всего 2,2 % от веса тела, но он потребляет 20 % всего кислорода, который
поступает в организм. Поэтому напряженная умственная работа в душном помещении —
это пытка.
Веществом, из которого мозг
получает энергию для своей работы, является глюкоза. Вот почему нам так хочется
сладкого во время интенсивной умственной работы и потому так вредны для наших
мыслительных способностей низкоуглеводные и белковые диеты. Снижают
продуктивность работы мозга никотин, алкоголь, заменители сахара, токсины,
тяжелые металлы. Негативно сказываются также многие фармакологические препараты,
особенно транквилизаторы.
Повышают умственную
работоспособность физические нагрузки, поскольку ускоряют обмен веществ,
улучшают снабжение мозга кислородом и питанием и вывод продуктов метаболизма.
Если мозгу не хватает сна и
отдыха для восстановления и переработки информации, то мы получаем головную боль
в прямом смысле этого слова.
Психологические факторы,
влияющие на проявление креативных способностей, многообразны и более
индивидуальны, чем физиологические. Главный враг творчества — это оценка и
критика, как внешняя, так и внутренняя. Как правило, наиболее продуктивны в
творческом отношении люди с высокой самооценкой и коллективы, в которых
существует взаимная поддержка и доброжелательная обстановка.
Облегчаем муки творчества,
повышаем творческую потенцию
В арсенале человечества
имеется немало способов облегчения процесса рождения новых идей и
стимулирования творческого процесса. Все многообразие этих методов можно
разделить на три основные группы.
Методы психологической активизации творческого мышления
Все методы этой группы
направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому
мышлению. Наиболее широко известен метод «мозгового штурма», предложенный А.
Осборном (США) еще в 1940-х гг. «Мозговой штурм» — это метод
коллективного поиска новых идей, основной смысл — снятие боязни «сказать
что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их
критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее
количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего
творчества эмоционально заряжает всех участников. Существует множество
модификаций «мозгового штурма». К наиболее известным относятся «корабельный
совет», «рисовый град», «метод 635», брейнрайтинг, модеративный метод,
индивидуальный «мозговой штурм».
К менее известным методам
психологической активизации творческого мышления относится использование
аналогий, в том числе метод «Синектика» (У. Гордон).
Синектика в переводе с
греческого означает «соединение вместе различных элементов». Это метод
коллективного творчества, который предполагает создание постоянно действующей
творческой группы. В отличие от «мозгового штурма» идеи генерируются
индивидуально и представляются группе уже в завершенном виде для оценки. В
синектике результаты решения рациональны, а процесс, приводящий к решению,
нерационален, основан на использовании разного рода аналогий — прямой,
личностной, фантастической и символической.
Среди
психологических приемов активизации творчества особое место занимают
психотехники, созданные в НЛП (нейро-лингвистическом программировании).
Одной из базовых пресуппозиций НЛП является убеждение: то, что способен сделать
хоть один человек, может повторить другой. НЛП занимается изучением и
моделированием стратегий мышления успешных людей.
Наиболее
известной такой моделью является стратегия творчества Уолта Диснея.
Также как при «мозговом штурме» процесс
генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры.
Новое качество мышления в этой стратегии достигается тем, что вместо привычного
двухактного мышления (генерация идей — критика) предлагается трехактное
(генерация идей — поиск возможностей реализации — критика).
Сутью этого похода является
разделение состояний на позиции «Мечтателя», генерирующего идеи, «Реалиста»,
ищущего пути их внедрения в жизнь, и «Критика», выискивающего слабые места и
угрозы. Эффективность такой стратегии
доказана всей карьерой Диснея.
Ряд психотехник направлен на
получение доступа к внутренним ресурсам и управление состоянием. Самые простые и
не требующие специальной подготовки техники «якорения» ресурсов, построения
творческого состояния, круг совершенства и пр. Более тонкими являются методы,
использующие измененные состояния сознания.
Методы систематизированного поиска идей
Методы этой
группы позволяют от хаотического поиска идей перейти к системе
структурированного поиска. Таких методов существует немало, наиболее известны
следующие: метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов, «СКАМПЕР»,
решетка идей ФКБ и морфологический анализ.
Метод контрольных вопросов
еще называют сократикой в честь Сократа, владевшего талантом находить истину,
задавая наводящие вопросы. Он используется для того, чтобы с помощью задаваемых
в определенной последовательности вопросов лучше понять проблему, получить
свежий взгляд на нее и новые идеи. Такие списки контрольных вопросов существуют
в разных областях деятельности, наиболее известны классические списки
контрольных вопросов по Эйлоарту и Осборну, разработанные для технических
систем. Метод очень прост, универсален и эффективен. Модификацией метода
контрольных вопросов является метод «СКАМПЕР», предложенный
Бобом Эберле.
Метод фокальных объектов
отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения
на решаемую проблему — использование случайных сочетаний позволяет получать
решения, которые вряд ли бы сами пришли бы в голову. Эффективность метода
объясняется тем, что посредством специальных процедур различные знания
фокусируются на объекте проектирования.
Решетку идей ФКБ
разработал в 1978 г. Ричард Вон. Она позволяет находить незанятые ниши на
рынке и получать идеи новой продукции. Решетка состоит из четырех квадрантов, в
которых возникают различные сочетания стоимости товара/услуги и их
направленности (мысли/чувства).
Из методов систематизированного
поиска новых идей самым известным и часто применяемым является
морфологический анализ, автор которого — швейцарский астрофизик Фриц
Цвикки. С его помощью он сделал ряд открытий и изобретений, в том числе 50
патентов на изобретения в области ракетных двигателей.
Методы
управляемого поиска идей и развития творческого воображения
В
эту группу методов включены способы развития творческого воображения и
преодоления инерции мышления, разработанные в рамках ТРИЗ — Теории решения
изобретательских задач (основоположник — Генрих Альтшуллер). Среди приемов
развития творческого воображения — схема талантливого многоэкранного мышления,
метод «маленьких человечков», «золотая рыбка», идеализация объектов, оператор
РВС. Все эти приемы представляют собой четкую последовательность мыслительных
операций, алгоритмы, следование которым обеспечивает преодоление стереотипного
подхода и зашоренности, позволяет преодолеть инерцию мышления и получить новые
идеи логическим путем.
Я б в криэйтеры пошел, пусть меня научат
В
нашей стране рынок образовательных услуг в области развития творческого мышления
и креативности еще только-только начал формироваться в ответ на запрос рынка
труда. В соседней же России в последнее время наблюдается бум программ по
развитию креативности. Формат таких семинаров различен. Можно пойти на 5-часовой
семинар, во время которого развиться креативно, играя в мяч и вылепливая
несуществующих животных из пластилина, а можно поехать в Африку на 9 дней, чтобы
экзотические впечатления вкупе с новыми знаниями подняли творческое мышление на
новую высоту. Стоимость программ — от 300 долларов до 1300 евро. Целевая
аудитория программ по развитию креативности также различна — от директоров и
владельцев бизнеса до студентов.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (47), декабрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.