Новая страница 1
Международный автомобильный холдинг «Атлант-М»
— одна из крупнейших автомобильных компаний в СНГ, специализирующаяся на
продаже, гарантийном и сервисном обслуживании автомобилей различных марок, а
также на продаже запасных частей. Сегодня холдинг состоит из 31 самостоятельного
отделения, которые работают на трех крупнейших рынках СНГ: в Беларуси, России и
Украине. Отделения холдинга «Атлант-М» являются официальными импортерами и
дилерами 12 автомобильных марок: Volkswagen, Mazda, Opel, Saab, Chevrolet, Audi,
Skoda, ВАЗ, ГАЗ, МАЗ и владеют сетью фирменных автоцентров и специализированных
сервисных предприятий в крупнейших городах Беларуси, России, Украины. Кроме
автобизнеса холдинг интенсивно осваивает сферу hi-tech и современных
информационных технологий (SAP R/3, Интернет-провайдинг, организационное и
управленческое консультирование, реинжиниринг).
За годы динамичного развития образована и систематизирована
уникальная технология бизнес-процессов, которые проходят внутри холдинга, и
методов управления предприятиями. Все это было не раз по достоинству оценено
компетентными жюри, которые присуждали холдингу «Атлант-М» победы в престижных
конкурсах.
Успех компании зависит от узнаваемости ее имени. Бренд
«Атлант-М», пожалуй, самый известный из всех рожденных в нашей стране за
последнее десятилетие. Через пару лет может случиться так, что это имя станет
классическим примером в учебниках по брендингу для Восточной Европы.
Для разрешения всех загадок и мифов этого явления в
белорусском бизнесе мы обратились к помощнику генерального директора,
бренд-менеджеру белорусского региона Илье ПРОХОРОВУ.
«СУП»:
Практически любая компания, особенно в начале своего существования, сталкивается
с проблемой имени. Почему у вашей компании такое название и кто его придумал?
Илья Прохоров:
Холдингу «Атлант-М» в этом году исполняется 13 лет. В 1991 году 4 человека —
ныне учредители — организовали кооператив при заводе холодильников «Атлант».
Поэтому, недолго думая, было придумано и название «Атлант-М», причем буква «М»
точной расшифровке не подлежит. Это может быть и Минск, и молодые…
Хотя, честно сказать,
сейчас это создает некоторые неудобства. У многих первая ассоциация с «Атлант-М»
— завод холодильников, по крайней мере, у нас в Беларуси.
Существуют и неудобства
с точки зрения регистрации товарного знака. Ясно, что не мы первые. В России, к
примеру, были определенные проблемы при регистрации товарного знака по нашим
товарным группам. Та же ситуация в Украине.
Конечно, тяжело
заниматься брендингом с таким названием, которое не является уникальным, это
требует дополнительных финансовых вливаний. Но как говорят «монстры» брендинга,
«нет плохих названий, есть маленький медийный бюджет».
«СУП»: Сразу ли было определено магистральное направление деятельности
компании — продажа и обслуживание автомобилей?
И.П.: Да. Все
начиналось с российских автомобилей. Первая проданная машина — «Жигули». А в
1994 году
Volkswagen решил открыть дилерское представительство своей компании в
Беларуси. Был объявлен конкурс, на котором наш бизнес-план оказался самым
лучшим. При этом немецкий завод получил надежного партнера не только в Беларуси,
но и в России, и в Украине. Поэтому сразу было ясно, что основное направление —
продажа автомобилей.
Человек, который решил
купить автомобиль, не бежит в первый попавшийся автоцентр и не покупает то, что
ему там предлагают. Он делает полный мониторинг рынка, так как совершает
долгосрочную покупку, которая стоит не малых денег. Поэтому мы достигли хороших
успехов и наработали технологии в такой сфере продаж, как
hi-tech,
то есть дорогостоящих покупок.
Вы можете спросить: а
как же массовый потребитель? Отвечу: руководство холдинга смотрит не на один год
вперед. Компания понимает, что ситуация в будущем может измениться, поэтому
технологии надо нарабатывать уже сейчас. Так, «Атлант-телеком» — это, по сути,
попытка отработать технологии общения с клиентом, где стоимость покупки не
измеряется десятками тысяч долларов.
«СУП»: Американский специалист в области брендинга Дэвид Аакер, выделил
два основных типа архитектуры брендов — House of Brands (компания брендов) и
Branded
House (компания-бренд). Какой стратегии придерживается ваша компания?
И.П.: На
данном этапе холдинг — это копания брендов. В наш портфель входит ряд компаний,
в названии которых «Атлант-М» даже не фигурирует. Например, «Либерти Моторс».
Однако все подразделения находятся под патронажем головной компании. Вполне
возможно, что в будущем произойдет трансформация в компанию-бренд, но для этого
необходима смена стратегии и подходящая рыночная ситуация.
Сам холдинг выступает
как инвестор. Подразделения — это самостоятельные компании со своим бюджетом,
директором и командой. Для развития направления и продвижения бренда на рынке
необходимо подготовить бизнес-план, чтобы инвестор выделил финансовые средства
на увеличение доли рынка, на его поддержание или на увеличение прибыли. А в
конце года с тебя в любом случае спросят.
«СУП»: Холдинг «Атлант-М» достаточно крупная компания. Офисы находятся в
разных странах. Продаются и обслуживаются автомобили различных компаний. При
этом существуют и другие направления деятельности. В связи с этим очень простой
вопрос: кто разрабатывает брендинговую стратегию компании?
И.П.: В этом
вопросе необходимо выделить ряд моментов. В западных компаниях бренд-менеджер —
это человек, который реализовывает стратегию, данную ему сверху. У нас же
несколько иначе: специалист сам занимается разработкой кратко- и долгосрочной
стратегии и представляет ее руководству. Разработка стратегии и продвижение
бренда — это комплексная работа высшего руководящего состава, совета директоров,
генерального директора, заместителя директора и непосредственно тех людей,
которые воплощают все эти идеи. Причем первое звено этой цепи — бренд-менеджер и
его команда.
Продвигать бренд
«Атлант-М» — это не то же самое, что продвигать торговую марку, к примеру,
кетчупа или жевательной резинки, так как бренд холдинга неощутим: невозможно
потрогать бизнес-технологии или интегрированные системы управления предприятием.
На каждый регион свой
бренд-менеджер. Около 90 % всей прибыли холдинга поступает от реализации
автомобилей. В нашей стране это 12 автомобильных брендов.
«СУП»: Когда под крышей одной компании живет множество брендов, возникает
необходимость управления ими: здесь и четкое распределение ресурсов, и
прозрачность информации о роли каждого отдельного бренда и так далее. Чтобы не
было путаницы, западные компании выстраивают стратегию бренд-портфолио. Как
подобные проблемы решаются в вашей компании?
И.П.: Наша
компания выступает за прозрачную внутрихолдинговую политику. Как правило, идет
четкое разграничение функций, как между структурными подразделениями, так и
между самим персоналом. Каждый знает свое поле деятельности. «Атлант-М» —
международный автомобильный холдинг, у него есть свои представительства в России
и в Украине. Работой там руководят свои бренд-менеджеры.
Здесь стоит сказать,
что у каждого отделения свой бюджет, который выделяется на год в соответствии с
представленным планом. Сам холдинг является лишь инвестором,
а не занимается прямым управлением.
«СУП»:
Бренд — это не только качественный продукт или услуга, но и репутация компании в
целом. Не зря сейчас принято говорить не только о внешних клиентах, но и о
внутренних, то есть о сотрудниках компании. Что делается в компании, чтобы
прояснить сотрудникам роль того или иного бренда?
И.П.:
Внутренний брендинг — отдельная статья наших расходов. Для поддержания имиджа
собственных торговых марок внутри компании у нас выходит печатное издание,
работает Институт бизнес-технологий, который открыт при нашем холдинге,
действует ряд программ. Мне, правда, не хотелось бы вдаваться в подробности по
этому вопросу, поскольку большинство белорусских компаний вообще лишены
подобных элементов.
«СУП»: В
вашей компании достаточно мощно развита система внутрифирменного обучения.
Существуют ли специальные программы по брендингу?
И.П.: В этом
направлении ведущую роль играет наш Институт бизнес-технологий. Однако какой-то
специальной программы по брендингу нет. Существуют, конечно, курсы маркетинга,
но это все равно не дает всех ответов на вопросы. Остается уповать только на то,
что в скором будущем эта проблема найдет свое отражение в учебных программах
белорусских или российских вузов.
«СУП»: Как это часто бывает, повышенный интерес к брендам и брендингу
привел к некоторой путанице в определении места специалиста в этой области в
компании. Зачастую работодатели, ищущие нужного им специалиста, и претенденты
по-разному понимают должность бренд-менеджера, его функции, обязанности и
полномочия. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные функции бренд-менеджера?
И.П.: С моей
точки зрения, бренд, как
PR и реклама, — это составляющие маркетинга. Если же
говорить непосредственно о функциях бренд-менеджера, то в них входит общение с
прессой для создания привлекательного имиджа компании, проведение
пресс-конференций, презентаций и, самое главное, разработка стратегии и
инструментов продвижения бренда компании как торговой марки на рынок.
В общем-то, моя роль
сводится к продвижению бренда «Атлант-М» целиком. Ведь что такое холдинг? Это
бизнес-процесс, доведенный до автоматизма, что позволяет успешно управлять
компанией. Это подтверждается тем, что наши отделения каждый год увеличивает
темпы продаж и долю прибыли.
«СУП»: На
российском рынке сейчас просто таки охота на бренд-менеджеров. Соотношение один
к двенадцати, то есть один бренд-менеджер может выбирать какую-либо компанию
двенадцати. В Беларуси пока что спрос и предложение невелики. И, тем не менее,
как вы решаете проблему с подбором этих специалистов?
И.П.:
Специалистов по брендингу мы растим сами, и это себя оправдывает. Предпосылок
для изменения подобного подхода нет, поскольку уже с самого начала своей карьеры
человек видит, насколько хорошо отлажены те или иные бизнес-процессы в компании.
Это дает ему возможность, не только расти вместе с брендом, но и изменять его в
соответствии с рыночной конъюнктурой.
«СУП»: В
2002 году холдинг «Атлант-М» участвовал в конкурсе «Бренд года» и стал
лауреатом в номинации «Бренд Профи». Расскажите, как возникла идея участвовать в
этом мероприятии, и за какие заслуги вы были номинированы.
И.П.:
Здесь надо выразить большую благодарность Жанне Гринюк, так как наше участие в
этом конкурсе — целиком ее заслуга. Лауреатом в номинации «Бренд Профи» мы
стали за уникальность нашего холдинга «Атлант-М». На просторах бывшего СССР
подобный автомобильный холдинг единственный в своем роде. Второй такой действует
в Голландии и называется «Братья Пон» (Pon).
«СУП»: В
этом году ваше имя значится среди организаторов конкурса. Замечаете ли вы
позитивные изменения в брендинговом сознании участников конкурса? Растет ли их
профессиональный уровень?
И.П.: Да,
в этом году я вхожу в оргкомитет и, честно говоря, очень хочется попасть в жюри.
Этот конкурс будет проходить уже в третий раз, но можно с уверенностью говорить
о том, что с каждым разом профессионализм участников становить все выше и выше.
Я думаю, что связано это с изменением рыночной ситуации. Уже недостаточно просто
что-то производить или продавать. Нужно делать это лучше всех.
Для сравнения можно привести
тот факт, что в аналогичном российском конкурсе в 2003 году участвовало около
200 компаний и фирм, у нас — около 50(!). И это при различном уровне развития
экономики в России и количестве зарегистрированных субъектов хозяйствования.
«СУП»: Что, по вашему мнению, должно произойти в стране, чтобы бренды
стали расти, как грибы после дождя?
И.П.: У нас
есть умные и талантливые люди, которые хотят учиться и учатся, хотят работать и
работают, есть грамотные продвинутые руководители. Не хватает лишь бурного роста
самого рынка.
CV:
Илья Александрович Прохоров. В 1997 г. закончил филологический факультет
Белорусского государственного университета. С 1995 г. по 1998 г. работал в
«Белорусской деловой газете», с 1996 г. — в газете «Имя». Был замечен в
пристрастиях к автомобилям, что и определило его дальнейшую судьбу. В 1998 г.
приглашен в холдинг «Атлант-М» в качестве
PR-менеджера. Работал
PR-менеджером, маркетологом, менеджером по маркетингу и,
наконец, бренд-менеджером. По его собственному признанию — самоучка. Неоценимым
считает опыт коллег и знания, полученные из различного рода книг.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (37), февраль 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.