Новая страница 1
С каждым годом проблема
автоматизации управления предприятием и построения корпоративной информационной
системы становится все более насущной. И если раньше ИТ-отдел занимался в
основном «вычислительными» функциями, то сейчас его следует рассматривать как
активного участника бизнеса компании, а значит, на повестке дня вопрос о
позиционировании ИТ-отдела внутри компании. Логично, что при такой постановке
вопроса первое, что приходит в голову, — это какой человек должен занять пост
ИТ-директора (в западной терминологии CIO — Chief Information Officer)? Сразу
возникает вполне реальный образ этакого технаря, ковыряющегося в компьютере и
отбивающегося от функций управления отделом руками и ногами. А между тем
требования к знаниям к современному ИТ-директору сегодня смещаются от знаний в
области ИТ в области менеджмента. Увы, белорусский рынок пока хранит молчание по
этому поводу, в отличие от восточных братьев славян. А там уже несколько
проворных человек положили в карман дипломы Академии народного хозяйства по
программе «Мастер информационного менеджмента» (CIO). Чтобы подробней узнать,
чему учат ИТ-директоров в АНХ, мы решили задать несколько вопросов директору
школы IT-менеджмента АНХ при Правительстве Российской Федерации Александру
СОКОЛОВУ.
«СУП»: Не так давно мне довелось услышать следующее: в СНГ на
CIO не учат, в лучшем случае ими становятся благодаря школе жизни, то есть
практической работе. Ваша школа опровергает это утверждение?
Александр Соколов: Наша школа одна из немногих, которая предлагает программу по
подготовке руководителей
IT-департаментов. Это программа
MBA,
специализация
CIO.
Но я не стал бы рассматривать обучение в рамках нашей программы как некую
альтернативу практическому опыту. Наивно полагать, что можно просто выучиться на
CIO.
К нам идут учиться те, кто уже имеет немалый стаж работы, многие уже являются
CIO,
но хотят повысить свой профессионализм.
«СУП»: Чем вызвана необходимость появления CIO с
довольно-таки широким кругом полномочий? Далеко не все руководители организаций,
с которыми мне приходилось общаться, согласны с тем, что ИТ-отдел и его
руководителя стоит рассматривать как активного участника бизнеса компании.
А.С.:
Это вызвано бурным развитием информационных технологий и проникновением
их во все сферы бизнеса. Многие успешные компании осознают, что применение
современных информационных коммуникационных технологий может дать им большие
конкурентные преимущества, а человек, отвечающий за внедрение новых технологий,
должен хорошо понимать бизнес.
«СУП»: Что вы лично вкладываете в понятие CIO?
Не секрет, что каноническое понимание этой должности в СНГ еще не сложилось, и
каждая компания предъявляет требования к кандидатам на эту должность, исходя из
своего собственного понимания.
А.С.: Да, это так. К сожалению, на практике не редкость, когда на
собеседовании с кандидатом на должность
CIO
задается вопрос, знает ли он 1C Бухгалтерию.
Действительно, роль и компетенции
CIO
еще четко не определены, как руководителями компаний, так и самими
руководителями
IT-подразделений.
Это связано с общим уровнем менеджмента в странах СНГ, который пока отстает от
западного.
Что касается меня, то под
CIO
я в первую очередь понимаю менеджера, в главные компетенции которого входит
общение с другими руководителями компании, управление персоналом своего
подразделения и знание информационных технологий.
«СУП»: В чем, на ваш взгляд, новизна CIO в сравнении с
директорами по автоматизации?
А.С.: Очень хорошо на этот вопрос ответила Кэти Холи, директор рекрутингового
агентства: «Разница между ИТ-директором и
CIO,
заключается еще и в том, что первый действует в интересах своей службы, а второй
— в стратегических интересах всей компании».
«СУП»:
CIO
должен быть прежде всего…
А.С.:
…стратегом. Он должен принимать участие в определении политики компании.
В декабре 2003 года в нашей школе проходил мастер-класс Алешина «Кто такой
успешный
CIO в России и на Западе?». Очень интересное выступление, вызвавшее огромный
интерес. На нашем сайте
www.itmane.ru
есть презентация этого события.
«СУП»: Какую программу обучения нужно пройти у вас, чтобы
стать CIO?
А.С.:
Наша школа первая открыла программу с такой специализацией. Это была
программа профпереподготовки
CIO продолжительностью один год. Уже две группы
слушателей прошли обучение и получили дипломы государственного образца,
подтверждающие квалификацию. С 2004 года мы начали набор на программу
MBA,
специализация
CIO.
Это уже двухгодичная программа обучения, которая полностью соответствует
требованиям положения Министерства образования Российской Федерации по
программам
MBA,
утвержденному в 2003 году. С этого же года мы открыли сессионную форму обучения
по этой программе, когда занятия проходят сессиями по 2 недели 3 раза в год.
Понятно, что этой формой обучения мы хотим охватить все регионы России и,
возможно, СНГ.
«СУП»: На что вы опирались, заявляя подобную программу?
А.С.:
Идея создания школы
IT-менеджмента принадлежит академику РАН Аганбегяну
Абелу Гезевичу. Главной целью создания школы
является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для
информационных технологий. В своей книге «Социально-экономическое развитие
России» академик Аганбегян пишет, что «по мнению руководящих менеджеров и
предпринимателей России, главным препятствием для развития у нас бизнеса в
настоящее время является недостаток квалифицированных кадров».
«СУП»: Каков среднестатистический портрет учащегося вашей
школы?
А.С.:
Если говорить о программе
CIO, то это руководители
IT-
подразделений, имеющие хорошее техническое образование, средний возраст около 35
лет, в подавляющем большинстве мужчины (женщин менее 10 %). До открытия
сессионной формы все наши слушатели представляли московские компании или
московские представительства компаний. В январе текущего года мы набрали группу,
где есть представители компаний дальних регионов России и даже представители
украинских компаний.
«СУП»: Появились первые выпускники программы, следовательно,
есть отзывы. Что нравится дипломированным CIO в учебной программе и организации
процесса обучения и чему следует уделить больше внимания?
А.С.:
Это очень важный момент — постоянно контактировать со слушателями школы и
проводить опросы. Что называется, держать руку на пульсе. Никакая программа не
может быть догмой, необходимо отслеживать тенденции и делать необходимые
коррективы. В целом выпускники оценивают нашу программу очень хорошо. Мы
стараемся держать марку. О том, что наша программа меняется, говорит запуск
программ
MBA, специализация
CIO. Я могу сказать, что это не дань моде на
MBA,
а желание наших слушателей более углубленно изучать общеменеджерские дисциплины.
Кроме этого, мы усилили блок специальных дисциплин за счет расширения курсов по
ERP-системам
и привлечения к их прочтению ведущих специалистов-практиков.
«СУП»: Мне довелось прочитать размышления бывшего студента
вашей школы по поводу учебы, и он отметил, что преподаватели делают ставку на
общение слушателей между собой. Подобная практика распространена и в Гарварде.
Из этого, собственно, и вырос кейс — метод обучения. Насколько я понимаю, у вас
этому методу дан зеленый свет?
А.С.:
Да, такой метод все больше используется не только в нашей школе
IT-менеджмента,
но и в других бизнес школах АНХ. Я проверил его на себе, так как обучался в
Гренобльской бизнес-школе, и теперь являюсь его приверженцем. Разбор жизненных
бизнес-ситуаций позволяет студенту нарабатывать инструментарий для решения
практических задач. Можно провести аналогию с техническим образованием, когда
студенты изучают не только теорию, но и решают задачи на семинарах, проводят
лабораторные работы. Может быть, мне близок этот метод еще и по тому, что я
являюсь выпускником Московского физико-технического института, где формированию
практических навыков уделялось огромное значение.
«СУП»: Я слышал, что ваша школа начала работу над новыми
программами обучения со специализациями для топ-менеджеров, администраторов
бизнес-процессов, специалистов в области информационной безопасности.
Расскажите, пожалуйста, об этих программах.
А.С.:
На данный момент в школе действуют две программы: программа
MBA,
специализация
CIO,
которая как раз и является программой для топ-менеджеров, и программа
профпереподготовки «ИТ–менеджер» для менеджеров среднего звена со
специализациями «менеджер проектов» и «бизнес-аналитик». Наверное преждевременно
говорить о программах, которые еще разрабатываются. Школа постоянно находится в
поиске и новых программ, и новых курсов. Вы упомянули, подготовку специалистов в
области информационной безопасности. Хочется добавить: и руководителей отделов
информационной безопасности. Мы работаем в этом направлении.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (38), март 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.