Новая страница 1
«Секреты управления персоналом»:
Алексей, в качестве одной из родовых болезней отечественных компаний вы
как-то назвали отсутствие четких целей и механизмов их донесения до структурных
подразделений и отдельных сотрудников. Несмотря на то, что мы живем в такое
время, когда многие слова утратили или еще не приобрели в русском языке
какое-либо понятийное значение, хотелось бы поговорить о МВО. В чем, на ваш
взгляд, основная идея МВО?
Алексей
Матвеев:
Один американец по фамилии Бос, как-то сравнил компании с брючиной, которая
снизу очень истрепана. Что он имел в виду? Дело в том, что часто топ-менеджмент
компании достаточно хорошо представляет цели компании, имеет определенную
стратегию их достижения. Средний уровень управленцев, можно сказать,
догадывается о целях компании, но при этом каждый имеет уже собственное
представление. Чем дальше спускаемся вниз по организационной структуре, тем
более становится очевидным, что менеджеры низшего уровня управления и их
подчиненные могут вообще слабо представлять, каковы цели организации. Т.е.
возникают «разрывы» между целями организации и деятельностью сотрудника, которые
с одной стороны делают неэффективной работу компании, а с другой стороны
вызывают взаимное недовольство и конфликты руководства и персонала. Так вот МВО
как раз и позволяет определить ключевые цели и задачи организации, увязать их
друг с другом, а также распределить их между сотрудниками
(«сверху вниз»), что в конечном итоге
способствует переходу всей компании на качественно новый уровень управления. Но
в современной организации МВО этот не просто назначение целевых показателей
«сверху вниз», как это было в советской плановой экономике, скорее это
совместная постановка целей, позволяющая согласовать понимание ситуации,
представления о существующих возможностях и цели на различных уровнях
управления. Важно понимать, что МВО это не какая-то специальная деятельность, а
особенность процесса управления.
«СУП»: Насколько я понимаю, инструментом или
технологией МВО назвать нельзя?
А.М.:
Да. Скорее, это очень широкий подход, в
основе которого лежит здравый смысл. Люди очень часто придумывают сложные
названия или красивые аббревиатуры для очевидных «вещей». МВО как раз тот
случай. Смысл его в том что для достижения поставленной цели компании необходимо
согласовывать работу всех подразделений и концентрировать ресурсы для достижения
этих целей. Мне кажется, к этому стремится каждый нормальный руководитель.
Другой вопрос как этого добиться.
Если говорить
о реализации этого подхода в компании, то он основан на трех управленческих
технологиях. Первая — это планирование, когда мы большие цели разбиваем на
согласованные друг с другом маленькие и распределяем их по структурным
подразделениям и должностям. Вторая — это оценка деятельности или
результативности, когда мы должны проверить выполнение запланированных целей и
внести необходимые коррективы в работу или в сами цели. И, наконец, третья — это
вознаграждение, оплата сотрудников в соответствии с достигнутыми результатами.
Эти три взаимосвязанных технологии позволяют создать работающую систему
управления по целям в организации.
«СУП»: Отдельные российские компании уже предприняли
попытки использовать МВО. Есть, как известно, особенности национальной охоты,
рыбалки и так далее. А есть ли особенности МВО в России, и с какими трудностями
сталкиваются российские компании?
А.М.:
Конечно, особенности есть.
Многие помнят, как бурно начинал развиваться бизнес на постсоветском
пространстве. В то время никто не думал об управлении по целям. Цели были
естественные и простые — нужно было заполнять пустые ниши, зарабатывать
начальный капитал, бороться за передел собственности и т.д. О постановке целей и
эффективном использовании ресурсов речи не шло. Это формировало определенную
психологию руководителей: зачем ставить какие-то цели, заниматься стратегией и
так далее, если мы и так зарабатываем приличные деньги. Сейчас ситуация
изменилась кардинально – на большинстве рынков возникает конкуренция, компаниям
приходится находить внутренние ресурсы для повышения своей эффективности. Но
остатки этой психологии сохранились до сих пор, особенно в тех сферах, где
конкуренция еще недостаточно развита.
Я бы сказал, что компания должна до МВО просто дорасти. На
практике иногда приходится сталкиваться со следующим. У руководителей компаний
складывается ошибочное мнение, что МВО — это некая технология, которую можно
просто взять и купить, пригласить консультанта, который расскажет, как этим
инструментом пользоваться, и потом пожинать плоды от ее функционирования. Должен
огорчить тех, кто так думает, поскольку к МВО подобное отношение не пройдет.
«СУП»: Уже даже потому, что МВО
предъявляет очень высокие требования к персоналу организации?
А.М.:
Если продолжать тему
особенностей, то можно отметить следующее. МВО — это не только сумма
используемых в организации управленческих технологий, но и образ мышления и
квалификация людей. Это мышление основано на понимании организации как целостной
системы, в которой все взаимосвязано. Эффективность организации зависит не
только от того, как выполняются отдельные функции или задачи, но и от
согласованности всех действий, способности компании реагировать на потребности
рынка как единый организм. Это в свою очередь требует большего доверия друг к
другу руководителей и сотрудников, основанного на понимании общих интересов.
МВО требует активного участия не только топ-менеджмента
компании, но и всех сотрудников. Людям предстоит принять и освоить новые методы
работы. Научиться можно только, как говорится, «в процессе», поэтому в
управлении по целям имеет смысл двигаться поэтапно – от использования простейших
инструментов до все более совершенных. Когда компания решает работать в
соответствии с МВО, необходимо выбрать тот конкретный набор техник, к которому
она готова и который подойдет в соответствии, с тем как организована работа,
квалификацией сотрудников, сложившимися в компании правилами определения целей и
принятия решений. Здесь руководству стоит ориентироваться не на новомодные
управленческие веяния а на те методики, которые будут способны помочь в решении
существующих проблем и при этом будут понятны большинству работников. Отдельно
стоит сказать, о том что руководство компании должно сознавать - в переходе к
управлению по целям кроме затрат средств и времени, потребуются его активное
участие.
«СУП»: А как насчет пресловутой
ментальности?
А.М.:
В 1970-е годы голландский
социолог Греете Хофштеде провел опрос менеджеров по всему миру с целью выяснить
культурные различия стран. Одна шкала его исследования касалась отношения к
неопределенности. Исследователь хотел определить, существуют ли какие-либо
национальные особенности в отношении планирования, постановки целей. Как
выяснилось, у немцев и американцев например, весьма негативное отношение к
неопределенности, и в силу сложившейся у них культуры они все действия
планируют. У русского человека, как известно, более философский взгляд на свое
будущее. Это серьезный барьер, который мешает нашему бизнесу. Кстати говоря, у
японцев в 1950-е гг. была та же проблема, но они научились ее решать.
«СУП»: Специалисты говорят о
том, что MBO повышает объективность оценки персонала насколько это возможно,
избавляя данную процедуру от субъективных оценок, поскольку оцениваются не
личные качества сотрудника, а результаты деятельности. Однако тут же вырастает
проблема определения критериев, по которым можно было
бы судить о качестве выполнения поставленной задачи. Как, на ваш взгляд, следует
решать эту проблему?
А.М.:
Мы уже говорили о том, что при
помощи МВО мы разбиваем измеряемые большие цели на маленькие и распределяем их
среди сотрудников компании. Речь идет в этом случае о количественных параметрах.
Но существуют также и качественные показатели. Смысл таков: иногда мы не можем
определить какую-либо количественную цель, например, для творческого работника.
Мы задаемся в этом случае вопросом: что значит выполнять работу хорошо и
правильно? Тогда мы начинаем говорить о стандартах поведения или компетенциях,
критериях качества, требованиях к персоналу — как угодно, то есть о качественных
методах оценки. И формулируем мы их не на языке результатов, а на языке
деятельности. Например, мы должны быть творческими, инициативными,
ориентироваться на потребности клиента. При этом, я хотел бы подчеркнуть, мы
оцениваем не личностные качества человека, а конкретное поведение, стиль работы,
поступки.
«СУП»: У человека, работающего
в компании, как это ни странно звучит, есть собственные цели. Наверное, чем
ближе, друг к другу цели руководства компании и каждого работника, тем меньше
преград на пути внедрения МВО?
А.М.:
Цели компании и цели отдельного
сотрудника отличаются по своей природе и никогда не совпадут полностью. Грубо
говоря, работник мечтает поменьше работать и побольше получать, соответственно
владелец бизнеса или топ-менеджер хотел бы, чтобы сотрудники побольше работали и
поменьше получали. Наверное, стоит говорить не столько об общности целей,
сколько о балансе и еще о том, что цели должны находиться в одном русле, т.е. в
основе целей должны быть общие ценности и принципы. Например, такие как
ответственность за качество работы, оплата по результатам, интересы клиента,
раскрытие потенциала компании и человека.
Один очень успешный
руководитель компании на вопрос о том, что такое идеальная оценка персонала,
сказал, что идеальным методом оценки он считает разговор двух умных людей за
белым листом бумаги. Из сказанного можно сделать вывод, что оценка — это не
только возможность оценить то, как человек работал в прошлом, но и способ
определить и согласовать будущие цели и ожидания.
«СУП»:
Оценивать можно не только человека, но и должность.
Что вы можете рассказать о грейдинге?
А.М.:
То, о чем мы до сих
пор говорили, относилось к оценке человека. Грейдинг — это оценка должности.
Когда мы анализируем и описываем организационную структуру компании, то
одновременно формируем критерии для оценки той или иной должности. Эти критерии
«крутятся» вокруг трех факторов. Первый фактор — это уровень ответственности, то
есть за какой уровень результата отвечает должность, например, за работу
компании в целом или за какой-то определенный участок работы. Второй фактор —
квалификация, требуемые знания, навыки, опыт и третий — сложность и трудоемкость
выполняемой работы. По каждому фактору в соответствии с выбранной методикой
присваивается какое-то количество баллов, которые затем суммируются, и
получается величина, характеризующая данную должность — грейд. Затем все
должности ранжируются, и строится сетка окладов. Грейдинг таким образом
позволяет оценивать должности, сравнивать их друг с другом и определять базовую
величину заработной платы на разных должностях. В отличие от премии — переменной
величины, которая платится конкретному человеку по итогам его работы, базовый
оклад выплачивается за занимаемую должность.
«СУП»:
Алексей, вы как-то высказали предположение, что
менеджмент ХХI века — это управление Целым. На смену аналитическому подходу идет
синтетический подход, основанный на целостном восприятии организации как единого
организма, все элементы которого неразрывно связаны друг с другом. МВО в этом
смысле создает единый для всех сотрудников механизм целевого управления,
а значит, является инструментом ХХI века. Вы согласны?
А.М.:
Вне всякого сомнения.
Но я хочу отметить, что управление по целям было актуальным всегда. Другое дело,
что современному бизнесу приходится работать во все более сложной, постоянно
меняющейся среде, в которой старые методы просто перестают работать. Если
раньше управление по целям можно было определить как отдельную функцию, которой
занимался узкий круг руководителей и специалистов, цели определялись на долго и
редко менялись, то теперь управление по целям становится постоянной
необходимостью в деятельности все более широкого круга сотрудников. Определение
и корректировка целей происходит не только сврху-вниз от руководителя к
подчиненному, но и снизу-вверх в виде обратной связи, требуется постоянная
увязка постановки и выполнения целей с другими элементами управленческой
деятельности. Таким образом, МВО становится частью единого процесса управления в
организации.
Вставка:
Что дает MBO?
1. Повышение эффективности
управления.
2. Совершенствование
планирования.
3. Повышение эффективности
контроля.
4. Совершенствование
взаимоотношений руководителя и подчиненного.
5. Расширение возможностей обучения руководителей.
6. Установление критериев
оценки выполнения задач.
Вставка:
MBO дает возможность значительно повысить объективность оценки персонала,
блокируя, насколько это возможно, влияние субъективных факторов. Среди очевидных
преимуществ можно отметить следующие:
§
установление
общих правил игры;
§
разрешение части
существующих межличностных конфликтов и препятствие появлению новых;
§
повышение
эффективности использования ресурсов;
§
упорядочивание
кадровой политики;
§
настройка системы
мотивации персонала на достижение более высоких результатов;
§
стимулирование
персонала к самосовершенствованию.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (41), июнь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.