Новая страница 1
Не так давно оживленно
велись дискуссии о том, что западные технологии с трудом приживаются на
отечественной почве и что они чужды «славянской душе». Слава богу, подобные
дискуссии уже прекратились (многим стало понятно, что без современных, прежде
всего, западных технологий никак не обойтись), и теперь споры приобрели деловой
характер. В частности, речь идет об адаптации, или «доводке», технологий в
конкретной стране, а то и компании. В гостях у журнала Александр ЛИТЯГИН —
президент компании HRC, преподаватель курса MBA «Управление человеческими
ресурсами» в Высшей Школе Бизнеса МГУ им. Ломоносова, который предлагает
адаптированный вариант метода Хэя в условиях России и СНГ.
«Секреты управления персоналом»: При оплате труда руководители обычно
ориентируются при оплате труда на уровень зарплат у конкурентов или знакомых
руководителей, или устанавливают зарплату на свое усмотрение, поскольку считают,
что это нормальный заработок. Между тем подходы к оплате труда, наверное,
сложнее и многообразнее?
Александр Литягин:
Да. Во-первых, надо поддерживать внутреннюю гармоничность оплаты труда (для 90 %
сотрудников), то есть справедливую систему оплаты, в которой оклад сотрудника
пропорционален важности позиции для организации (балльный метод оценки, или
метод Хэя). Во-вторых (но только во-вторых), следует учитывать внешнюю
гармоничность оплаты, то есть соответствие внешнему рынку труда, исходя из
стратегического позиционирования организации на рынке труда (работа на дешевом
или дорогом персоналае) и конкуренции на отраслевом и региональном рынках труда.
В идеале сотрудник должен быть уверен, что организация оплачивает его труд
справедливо, и ему нет необходимости проделывать регулярный мониторинг внешнего
рынка оплаты.
«СУП»: Как нам кажется, обычно
оптимизируют переменные части оплаты труда персонала, а вот чтобы дожить до
оптимизации окладов, надо достичь уровня, или, как говорят, фазы,
клиенториентированной организации, когда можно выстроить зависимость оплаты от
результатов деятельности как сотрудника, так и компании в целом. Есть ли
какие-либо желательные и обязательные условия, чтобы начинать разговор об
оптимизации окладов?
А.Л.:
Оклады должны быть оптимизированы (гармонизированы) везде, где они есть.
Учитывая, что лучший тип премии — это процент к окладу, то лучше начать именно с
оптимизации окаладов, а не с премирования. Другое дело, что организация должна,
прежде всего, определить ФОТ (фонд оплаты труда) и так называемый относительный
ФОТ (отношение ФОТ к обороту, прибыли или бюджету расходов). Но надо учитывать,
что ФОТ состоит из окладов, премий, бенефитов (и налогов на ФОТ). Дело в том,
что на рынок труда работодатель выходит прежде всего с окладами, а премии — это
по воде вилами писано... Так что надо начитать с ФОТ, затем оклады, премии и
бенефиты.
«СУП»: Можно ли говорить о том, что в целом сегодняшние руководители
российских компаний ставят систему оплаты труда в список своих приоритетов?
А.Л.:
Нормальный руководитель должен понимать, что материальная мотивация — это лишь
10–20 % от общего комплекса мотивационных процедур организации. В России
руководители инфантильны с точки зрения управления и бросаются в крайности: они
либо супер-предприниматели (супер-работяги), которые тащат на себе
паразитирующих сотрудников и пренебрегают построением оптимальной системы
оплаты, либо считают, что некие «магические» схемы оплаты позволят обойтись без
планирования, контроля, планерок, нематериальных поощрений и, собственно,
руководящей работы.
«СУП»: А истина, как всегда
посередине!
А.Л.:
Действительно.
«СУП»:
К примеру, руководитель решил придать оплате труда в компании некую логику. С
чего следует начинать — с разграничения базовой оплаты (оклада) премии и
бенефитов?
А.Л.:
В первую очередь, следует определить ФОТ к основному бизнес-показателю (у
развитых компаний это бюджет расходов). Затем выделить часть для окладов, премий
и бенефитов (допустим, 50, 30, 20 %). Провести гармонизацию окладов (через
балльный метод Хэя, можно в моей модификации). Создать премиальную систему на
основе оценки результативности. Организовать регулярный анализ эффективности
бенефитов (с соответствующей оптимизацией). Описать это все в «Положении об
оплате». Переутверждать раз в год с незначительными модификациями. Если все
правильно выстроено, то относительные расходы на персонал будут неуклонно
снижаться (это критерий эффективной системы оплаты персонала).
«СУП»: Обычно, когда говорят об
оптимизации окладов, подразумевают упомянутый вами метод Эдварда Хэя. А что
понимается под его адаптацией к российским условиям?
А.Л.:
Я занимался адаптацией. В отличие от Запада, где должностные инструкции (и
бизнес-процессы) устоялись и описываются до приема сотрудника на работу, в
России и СНГ все наоборот — сначала нанимаем, потом думаем, сколько платить.
Адаптация позволяет быстро (за неделю) оценить (сравнить) должности. Я это делаю
путем «анализа группового бессознательного» менеджеров, которые выступают
экспертами при оценке работ (должностей). Под адаптацией можно понимать и
создание комплекта шкал оценки, которые соответствуют духу Хэя, но дешевле и
более понятны в России.
«СУП»:
Создание системы базовых выплат состоит из нескольких этапов: анализ работ
(должностей), написание должностных инструкций и оценка (ранжирование) работы
(должности). Не могли бы вы прокомментировать эти этапы?
А.Л.:
Нам надо сравнить различные работы (должности) с точки зрения их полезности для
организации (достижения ее стратегических целей). Для этого нам надо иметь их
описания (реально отражающие суть процедур/процессов, происходящих на рабочем
месте). У Хэя проводится анализ описаний, я в своей российской практике
(авторизация и русификация Хэя) обычно использую менеджеров как экспертов (так
как описания работ ничему не соответствуют и их никто не читал, либо их просто
нет). В результате сравнения получаем балл важности (ценности) работы
(должности) для организации. Чем выше балл, тем больше надо платить на этой
работе. Описывать должность в России и СНГ полезно, но не всегда оптимально,
так как бизнес-процессы еще не устоялись и часто меняются. Подсознательно же
описание должности есть в головах работающих менеджеров (непосредственных
руководителей) и его можно вытащить при помощи факторного анализа (что научно,
но трудоемко) или групповой дискуссии (что я и делаю за 1–2 дня работы).
Превращение баллов в реальные деньги происходит с учетом роста в пределах вилки
(грейда), стратегии компании на рынке труда, предыстории выплат и еще кое-чего.
В отличие от оценки работ здесь требуется много мудрости и дипломатии...
«СУП»:
Существует два подхода к оценке работ (должностей): интегрированный и факторный.
Расскажите, пожалуйста, чем примечателен каждый из них.
А.Л.:
Существует лишь один единственно верный подход (я специализируюсь лишь на
едиственно верных решениях, поскольку считаю и доказываю, что кадровый
менеджмент — это точная наука) — балльный метод оценки работ (или метод Хэя).
Он, исторически последний, впитал в себя метод классификации, ранжирования,
факторный и тому подобное. Суть его — набор критериев оценки. У каждого их них
есть вес и они нелинейны (факторный анализ или многомерное шкалирование).
Ничего лучше с математической точки зрения придумать нельзя. Все остальные
методы — лишь частный случай, или упрощение.
«СУП»:
Несмотря на, казалось бы, объективность процесса оценки должностей, в воздухе
постоянно висит вопрос о справедливости. Стоит ли предпринимать шаги по
информационной работе с персоналом?
А.Л.:
Благодаря коллективной (или по Хэю — бюрократически-объективной) оценке
должностей в десятки раз снижается вероятность субъективной ошибки. Участвует
много экспертов (в том числе и независимых), используются групповые обсуждения,
общие принципы и формулы. При этом исходные критерии гармонизации — цели
организации, которые отслеживают и воплощают в систему оплаты топ-менеджеры.
Процедура достаточно объективна (80–95 %). Рекомендуется написать памятку для
персонала и менеджеров среднего звена о том, как была проведена оценка работ,
провести инструктаж-разъяснения, привлечь наиболее сознательных к собственно
оценке работ. В информационных щелях заводятся «тараканы», так что обязательно
надо усилить пропаганду на местах и в подразделениях, и прежде всего через
непосредственных руководителей, которые приняли участие в оценке работ.
«СУП»:
Вы как-то сказали, что подход к компенсациям нужно
выстраивать, базируясь на позитивно-оптимистической позиции. Что означает
подобная позиция?
А.Л.:
Суть ее в том, что руководству не стоит тянуть до того момента, когда
продуктивные сотрудники, разуверившись в возможности признания их заслуг и
достойном вознаграждении, закроются, как улитки в раковине, или найдут другого,
более благодарного работодателя. Сотрудники компании должны иметь детальное
представление о вознаграждениях, которые они получат в компании, и должны быть
уверены, что работодатель предоставит им наилучшие условия для работы, в том
числе и в области компенсаций.
«СУП»: Цели компании и
отдельного сотрудника отличаются по своей природе и никогда не совпадут
полностью. Работник хочет меньше работать и больше получать, соответственно,
владелец бизнеса или топ-менеджер хотел бы, чтобы сотрудники больше работали и
меньше получали. Как найти компромисс?
А.Л.:
Прежде всего надо брать тех работников, которые хотят работать больше (не
лентяев). Естественно, надо создать условия, чтобы они получали больше тех, кто
не хочет работать и работает меньше. Тогда работники будут заинтересованы в
росте абсолютного дохода и будут больше работать. Компания (акционеры и
представляющие их топ-менеджеры) заинтересована в относительном снижении
расходов на персонал (как и других статей расходов). Цели трудолюбивых
работников и рачительных топ-менеджеров совпадут, когда будут поставлены и
достигнуты цели развития компании, которые позволят одновременно снизить
относительные расходы на персонал и повысить абсолютные доходы сотрудников.
«СУП»: Сплошь и рядом
распространенное явление — секретность оплаты. Информация, так или иначе,
просачивается и обрастает невероятными слухами. Что можно посоветовать горячим
сторонникам секретной оплаты труда?
А.Л.:
Секреты от кого? Если от налоговой — рано или поздно придется «побелеть». Если
от конкурентов, то если платите меньше — они будут завидовать, больше — к вам
перейдут их сотрудники. Я рекомендую открытость (с точки зрения мотивации, по
крайней мере в пределах одного класса оплаты).
«СУП»: В цивилизованных странах
опционы на акции становятся все более популярным средством мотивации персонала.
Если раньше они использовались для топ-менеджеров, то сейчас — для управленцев
среднего звена, а в некоторых компаниях дело дошло и до рабочих. Может быть,
работа по оптимизации окладов — вчерашний день? Или одно не заменяет другое?
А.Л.:
Опционы — частный вид премий (иногда бенефитов). Идет привязка к одному
показателю — стоимости акций. Распределение опционов лишь частный вид Идеальной
Премиальной Системы Александра Литягина (ИПСАЛ). С точки зрения сбалансированной
Матрицы Целевого Управления, перебрасывать все 100 % веса лишь на один
показатель очень опасно (что и продемонстрировали суды над топ-менеджерами и
последующее банкротство ряда известных компаний, использующих опционные схемы
стимуляции менеджеров). Через опционные схемы акционеры пытаются донести свои
интересы до менеджеров и сотрудников ничем не рискуя. Но я рекомендую опционы
распределять через ИПСАЛ — тот же результат при меньших рисках.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (42), июль 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.