Новая страница 1
Документы, включаемые в состав
личного дела согласно положениям гл. 2 Инструкции о порядке формирования,
ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета
по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26
марта 2004 г. № 2 (далее — Инструкция), должны быть надлежащим образом оформлены
и удостоверены. Документы личного дела оформляются в соответствии с
требованиями, установленными нормативными правовыми актами и методическими
документами по делопроизводству. Особенности оформления специфических документов
личного дела (автобиография, личный листок по учету кадров и др.) содержатся
непосредственно в самой Инструкции (гл. 3). Рассмотрим общие правила и
особенности оформления документов, включаемых в состав личных дел.
Согласно п. 10 Инструкции после
оформления личного дела на его документы составляется внутренняя опись, которая
содержит сведения о названиях документов, включенных в дело, их индексах и
датах.
Необходимость составления
внутренней описи к личным делам определяется требованиями нормативных правовых
актов по делопроизводству. В частности, в п. 8.2 Примерной инструкции по
делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах
управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь,
утвержденной приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству
Республики Беларусь от 23 мая 1995 г. № 13 (далее — Примерная инструкция по
делопроизводству), а также п. 5.1.20 Основных правил работы архивов центральных
и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и
предприятий Республики Беларусь, утвержденных решением коллегии Государственного
комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 30 апреля 1997 г.
№ 5 (далее — Основные правила работы архивов организаций), содержится норма
прямого действия, предусматривающая составление внутренней описи к документам
личного дела.
Согласно требованиям указанных
нормативных актов внутренняя опись всегда включается в дела, которые отвечают
двум условиям: вопервых, дело должно передаваться на хранение в архив и,
соответственно, иметь постоянный или временный (свыше 10 лет) срок хранения1;
вовторых, заголовок такого дела должен быть, говоря профессиональным языком
архивистов, «глухим», т.е. по нему нельзя однозначно определить содержание
документов дела (например, из заголовка «Личное дело» прямо не вытекает, что в
соответствующем деле содержатся автобиография, копии документов об образовании,
награждении государственными наградами, списки научных трудов, копии приказов по
личному составу и др.).
Специфика составления
внутренней описи документов личного дела состоит в том, что она включается в
дело сразу же при его заведении и заполняется по ходу его ведения. Именно
поэтому п. 10 Инструкции во внутренней описи предусмотрено отражение включения в
личное дело новых документов, а также изъятия документов из личного дела, замены
подлинников копиями (фиксируется в графе «Примечание»). При оформлении других
дел (например, дел с приказами по основной деятельности, приказами по личному
составу, дел, содержащих документы о присуждении ученых степеней и присвоении
ученых званий, и др.) внутренняя опись составляется уже после завершения их
ведения при подготовке к передаче на хранение в архив.
Инструкцией установлена форма
внутренней описи документов личного дела. Отметим, что эта форма несколько
отличается от формы, приведенной в Основных правилах работы архивов (образец
заполнения внутренней описи документов личного дела приведен в приложении 1).
Следует обратить внимание также
на то, что листы внутренней описи нумеруются отдельно от листов личного дела.
Это общее требование оформления дел, которое также закреплено в нормативных
документах по архивам и делопроизводству.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (43), август 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.