Новая страница 1
Валерий Кичкаев: Господин
Гоулмен, какова основная идея ваших книг, которые посвящены эмоциональному
интеллекту?
Дениэл Гоулмен: Основная мысль, которую я хочу донести до читателя в
своих книгах, такова: существуют различные виды интеллекта, а не только так
называемый IQ5, известный многим еще со школьной скамьи. В частности,
я веду речь об эмоциональном интеллекте, который может помочь человеку в
различных сферах жизни. Например, имея развитый EQ5, можно стать
хорошим мужем или женой, отцом или матерью, добиться успеха на работе, в
особенности если речь идет о профессиональной или служебной карьере.
В.К.: Насколько я понимаю, без
людей с развитым эмоциональным интеллектом не может обойтись ни одна компания.
Д.Г.: Безусловно. Особенно я бы хотел отметить роль топ-менеджеров. Если
топ-менеджер стремится удержать в своем коллективе ценных сотрудников, то стиль
руководства должен основываться на принципе эмоционального сознания.
В.К.: А что означает это
принцип?
Д.Г.: Отдел нашего мозга, отвечающий за чувства и эмоции, организован по
принципу «открытого контура». Это позволяет другим людям воздействовать на него.
В.К.: Я понял. Если у
руководителя плохое настроение, то жди беды.
Д.Г.: Да, вы правы. Руководитель очень сильно влияет на настроение своих
подчиненных, поэтому он должен уметь выбрать такую эмоционально сознательную
линию поведения, которая позволит сотрудникам раскрыться в наибольшей степени.
В.К.: Многие считают, что
эмоциям не место на работе.
Д.Г.: Отрицательным эмоциям, действительно, не место на работе, поскольку
человек, который чем-то обеспокоен или разгневан, не способен ясно мыслить,
объективно оценивать информацию и принимать грамотные решения. Кстати, по тому,
как человек умеет управлять эмоциями, можно судить о его умении эффективно
работать. Что касается положительных эмоций, то они нужны на работе, поскольку
необходимы всегда и везде.
В.К.: Чем должен обладать
руководитель, чтобы выбрать эмоционально сознательную линию поведения?
Д.Г.: Руководитель должен обладать тем, о чем мы говорим, — развитым
эмоциональным интеллектом.
В.К.: Настало время дать
определение этому понятию.
Д.Г.: Я отвечу достаточно просто. Эмоциональный интеллект — это то, как
мы обращаемся с самим собой и нашими взаимоотношениями. Он имеет четыре главных
составляющих: самосознание (self-awareness), самоконтроль (self-management),
эмпатия (empathy) и навыки отношений (relationship skills).
В.К.: Расшифруйте, пожалуйста.
Д.Г.: Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые
стороны, то есть осознает свои эмоции. Самоконтроль — это следствие
самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, способен управлять
эмоциями, например способен сдерживать гнев.
В.К.: Говорят, что подавление
отрицательных эмоций вредно для здоровья.
Д.Г.: Во всяком случае, это лучше, чем выплескивать отрицательные эмоции
на людей. А вообще, куда важнее развивать положительные эмоции и направлять их в
полезное русло.
В.К.: Может быть, у вас есть
рецепт, как найти правильную сознательную линию поведения, которая помогла бы
развивать положительные эмоции и ограничивать отрицательные?
Д.Г.: Существует большое количество способов. Лично я предпочитаю
медитацию.
В.К.: Давайте продолжим
разговор о составляющих эмоционального сознания.
Д.Г.: В дополнение к навыкам самоконтроля эмоциональный интеллект
предполагает наличие механизма взаимодействия с другими людьми. Такой механизм
начинается с умения ставить себя на место другого, то есть учитывать в процессе
принятия решений чувства других людей. Это называется эмпатией.
В.К.: Например.
Д.Г.: Мой любимый пример связан с увольнением.
В.К.: Неприятная процедура…
Д.Г.: Приятного мало, но вести себя можно по-разному. Один руководитель,
собирая совещание, просто ставит людей перед фактом, что в ближайшее время
грядут увольнения. Другой, сообщая эту же новость, принимает во внимание тревогу
подчиненных. Он берет на себя обязательство заблаговременно и честно
информировать сотрудников о возможных увольнениях.
В.К.: И в чем разница?
Д.Г.: Разница в том, что первый деморализовал своим выступлением
сотрудников, и многие, не получив дополнительной информации, начали увольняться
сами. Ситуация дестабилизирована: уволились даже те, кого и не собирались
увольнять. Эффективность работы оставшихся, как вы понимаете, под большим
вопросом.
В.К.: Возможно, речь идет о
разных стилях руководства?
Д.Г.: Сегодня сотрудник компании становится все более независимым.
Соответственно иерархические структуры — менее жесткими, руководство —
распределенным. Вот и подумайте, как можно эффективно управлять людьми.
В.К.: И последняя составляющая…
Д.Г.: Навыки отношений, или социальная компетентность. Это умение
налаживать взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было
выгодно для обеих сторон.
В.К.: «Платон мне друг, но
истина дороже».
Д.Г.: Здесь есть опасность того, чтобы деловые отношения не
трансформировались в панибратство. Но если человек обладает всеми
вышеперечисленными способностями, составляющими эмоциональный интеллект, то
опасность исключена. Навыки работы с людьми — это проявление дружеских отношений
с определенной целью.
В.К.: Существует ли
генетическая предрасположенность к эмоциональным способностям?
Д.Г.: Такая предрасположенность существует. Но все-таки более
существенным является тот факт, что эмоциональный интеллект можно развивать в
течение всей жизни.
В.К.: То есть обучить человека
глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни возможно?
Д.Г.: Да. При помощи обучения человека навыкам самоанализа и
психотерапии.
В.К.: И чем раньше, тем лучше.
Д.Г.: Лучше всего с раннего детского возраста.
В.К.: Мне кажется, что многие
задумываются над проблемой эмоционального интеллекта слишком поздно, иногда,
когда дело доходит до психиатров.
Д.Г.: Действительно, обществу в целом этой проблеме следует уделять
большее внимание, особенно если речь идет о детях. У нас в США кое-что делается
в этом направлении. Разрабатываются программы для детей разного возраста,
помогающие в развитии эмоционального интеллекта. Подобные программы обучения
есть уже в некоторых американских университетах. Инициатором одной из таких
программ являюсь я сам.
В.К.: Расскажите немного об
этой программе.
Д.Г.: Программа CASEL (The Collaborative for Academic, Social and
Emotional Learning) стартовала в 1994 году. Ее инициатором помимо меня являлась
известная женщина-филантроп Эйлин Рокфеллер Гровальд. В 1996 году была создана
команда профессиональных специалистов (исследователей, практикующих врачей и
юристов), которую возглавил Роджер Вейсберг. Поскольку профессор Вейсберг
работал в Чикагском университете, то и штаб-квартира проекта расположилась там
же. В 2002 году филиал штаб-квартиры был открыт в Нью-Йорке.
Работа в рамках этого проекта сосредоточена на сборе научных данных, которые
могли бы подтвердить пользу от внедрения программ социального и эмоционального
развития в процесс обучения. Мы не предлагаем какие-то готовые продукты, но
всегда готовы оказать поддержку любому учебному заведению, которое стремится
внедрить у себя программу обучения.
Мнение эксперта
Есть такая русская пословица: «Доверяй, но проверяй». Вот я и решил, обратиться
к известному психологу из Швейцарии Максу Люшеру, с которым мне посчастливилось
познакомиться год назад. Результатом этого знакомства стало интервью вышедшее
под заголовком «Настоящий Люшер». На этот раз я попросил мэтра высказать свое
мнение в отношении эмоционального интеллекта и вот что он мне сказал.
«Дорогой Валерий, я абсолютно уверен в том, что EQ важнее IQ, особенно если речь
идет о руководителях компаний, поскольку для принятия наиболее важных решений
необходима развитая интуиция. Я хочу сказать, моя цветовая диагностика позволяет
измерять уровень EQ, в том числе когда речь идет о выявлении специфических
характеристик при подборе персонала. Наша цветовая система, в компьютерной
варианте содержит 5350 аналитических определений. Эти определения — результат
многочисленных опытов в течение 55 лет. Они также доказаны медициной и
различными статистическими исследованиями.
Цветовой выбор человека при тестировании всегда физиологичен и эмоционален.
Таким образом при тестировании человек включает свой уровень эмоционального
интеллекта. В немецком языке существует два слова — Intelligenz и Vernunft, то
есть собственно Интеллект и Здравый смысл. Последний, имеет самое
непосредственное отношение к EQ.
Моя цветовая диагностическая система построена на базе строгой логической
эмоциональной системы, которой я называю Саморегулируемой Психологией (Self-Regulating
Psychology). Я об этом пишу в книге, которая переведена на русский язык, «Закон
гармонии в нас самих» (The law of Harmony in our self). Это система сознательных
и бессознательных эмоций.
Я знаком с книгой Дэниеля Гоулмена и готов дать ей чрезвычайно высокую оценку.
Книга была еще более эффективной, если бы в работе над ней он опирался на мою
систему Психологии Саморегулирования. Это помогло бы ему увидеть структуру
эмоциональности, психосоматические эффекты и объективные этические нормы».
Дениэл ГОУЛМЕН. Родился в г.
Стоктон, штат Калифорния, США. Преподавал клиническую психологию в Гарвардском
университете, где и получил докторскую степень. Являлся редактором издания
Psychology Today («Психология сегодня»), работал в качестве журналиста в газете
New York Times («Нью-Йорк Таймс»). Одна из последних книг «Лидерство — осознание
власти эмоционального интеллекта» рассказывает о решающей роли эмоционального
интеллекта в лидерстве. Доктор Гоулмен — сопредседатель Консорциума для
Исследований Эмоционального Интеллекта на базе Школы Профессиональной Психологии
при Университете Рутгера (штат Нью-Джерси). В настоящее время живет в г. Беркшир
(штат Массачусетс).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (43), август 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.