Новая страница 1
«Секреты управления персоналом»: В последнее время тема, посвященная
эмоциональному интеллекту, все чаще попадает на страницы деловых изданий.
Какова, на ваш взгляд, причина такого внимания?
Игорь Ниесов:
Дело в том, что все попытки объяснить успех в бизнесе высоким уровнем
формально-логического интеллекта (IQ),
который всегда считался показателем «большого ума», оказались несостоятельными.
Наши собственные исследования, да и западные тоже, показали отсутствие
корреляции
между показателем
IQ и успешностью руководителя, кроме, пожалуй, самых крайних его значений.
Причем как слишком низкий, так и слишком высокий
IQ
приблизительно одинаково «мешают» управленцам.
Попытки смоделировать
лидеров бизнеса и политики привели исследователей к выводу о наличии у них
несколько иных качеств, чем
IQ, которые позволяют им добиваться успеха. Эти качества и были
названы эмоциональным интеллектом, поскольку, в отличие от умения решать
логические задачки, напрямую связаны с умением решать задачи эмоционального
свойства — как в отношении себя, так и в
отношении других людей.
«СУП»: Приходилось слышать мнение, что услуга по оценке EQ
востребована, прежде всего, западными компаниями, работающими в России.
Отечественный бизнес пока еще не видит выгоды в умении управлять эмоциональным
потенциалом.
И.Н.: В
российском бизнесе и менеджменте всегда хватало эмоций. И в условиях отсутствия
нормального бизнес-образования, лидерами и хорошими руководителями становились
именно люди с развитым эмоциональным интеллектом. Те же исследования российских
руководителей, о которых я упоминал, показывают, что большинство (до 80 %)
российских управленцев имеют такие акцентуации черт характера, как
паранойяльность, истероидность, феминность и маниакальность. Так что эмоций
всегда хватало. Думается, что сегодня, набрав необходимых знаний по менеджменту
и достаточного опыта, отечественный бизнес также обратится в сторону
эмоционального потенциала.
«СУП»:
Ваше определение эмоционального интеллекта.
И.Н.:
Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать себя и управлять
собой, понимать других и управлять другими для достижения своих целей.
«СУП»:
Если
IQ
помогает человеку устроиться на работу, то
EQ — быстрее продвигаться по службе. Вы согласны с подобным утверждением?
И.Н.:
Пожалуй, нет. Высокий
EQ — это умение правильно выстраивать взаимоотношения, а
данное умение зачастую играет решающую роль в самопрезентации, на основании
которой, как правило, и делается вывод — принять человека на работу или нет.
Согласитесь, что критерий «нравится — не нравится» чаще всего оказывается
доминирующим в системе оценки кандидата. Особенно в постсоветских странах.
«СУП»: Какие существуют инструменты для оценки эмоционального интеллекта?
И.Н.:
Инструментов достаточно много, но среди них, к сожалению, нет ни одного
универсального. К примеру, к инструментам измерения
EQ
можно отнести некоторые шкалы известных психологических тестов типа опросника
Кэттела
или MMPI.
Среди других вариантов: ассесмент с его ролевыми играми, психобиографические
методики, метапрограммные опросники, социометрия. Сегодня в специальной прессе
можно встретить много тестов по оценке
EQ, однако все они скорее относятся к тестам самооценки, нежели к реальному
инструментарию для диагностики других людей. Единственным универсальным
инструментом на сегодняшний день все-таки остается интуиция опытного эксперта,
вооруженного к тому же перечисленными выше средствами. Причиной того является
далеко не факторный характер эмоционального интеллекта, а значит, и
невозможность его измерения традиционными, «факторными» методиками.
«СУП»: Дениэл Гоулмен, автор книги «Эмоциональный интеллект», крайне
осторожно относится к измерению эмоций. Каково ваше отношение к инструментам
измерения?
И.Н.: У меня
очень хорошее отношение к инструментам измерения, пока они используются именно
как инструменты для получения данных, необходимых для поддержки принятия решения
и составления заключений. К сожалению, очень часто данные, получаемые с помощью
этих инструментов, путают с окончательными выводами и выдают их за окончательный
«диагноз». Этого делать нельзя — это грубая ошибка и абсолютно несистемный
подход. Если таким же образом подходить к интерпретации шкал
MMPI,
то можно было бы сразу отбраковать 80 % успешных руководителей.
«СУП»: Что представляет собой комплекс личностных
особенностей успешного руководителя, составляющих эмоциональный интеллект?
И.Н.: Вопрос
на целую диссертацию, но постараюсь быть кратким. На микроуровне ключевыми
навыками успешных руководителей являются: внимательность, рефлексия, умение
различать, или проницательность, решительность и, наконец, внутренняя
согласованность, или «осознавание». Все это формирует у лидера умение замечать,
быть сенсорно острым, умение понимать, быть открытым и восприимчивым, умение
реагировать — щедро, гибко, глубоко и смело, наконец, умение быть с собой в
гармонии, во внутреннем балансе. Подобные навыки и умения позволяют руководителю
успешно ориентироваться во всем проблемном пространстве менеджмента, быть
компетентным в управлении собой, другими, системой и целями. Впрочем,
компетентность в управлении системой и целями относятся не к эмоциональному
интеллекту, а к системному и стратегическому мышлению, которые хоть и не входят
в классический
EQ, являются между тем элементами, без которых этот
самый EQ таковым и не является.
«СУП»:
Эмоции и эмоциональные
отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее
значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того чтобы эти ресурсы
работали, необходимо управлять ими. Расскажите, пожалуйста, о техниках
управлениями эмоциями.
И.Н.: В
рамках интервью это сделать невозможно. Могу лишь обозначить направления. Первое
— это все, что написано в учебниках и монографиях по психологии эмоций. Попытка
объяснить, что такое эмоции, является и первой попыткой ими управлять. Второе
направление — это психофизиология, включающая всевозможные техники
саморегуляции, аутотренинга или медитации, а также мантры и молитвы, являющиеся,
по сути, направленной медитацией. Все эти техники основаны на взаимосвязи эмоций
и физиологии и так или иначе включают в себя выработку определенных
психофизиологических «якорей», по другому — условных рефлексов, с помощью
которых эмоции и управляются. Этот «якорный» подход можно выделить в отдельное,
третье направление. Четвертое направление базируется на техниках моделирования
НЛП.
Это так называемый «структурный анализ» эмоций, позволяющий построить
метапрограммный и субмодальный профиль различных эмоций и определить
«критические» субмодальности и метапрограммы для их изменения в виде вербальных
паттернов — «якорей». Наконец, пятым направлением можно назвать «идеологический»
подход, подразумевающий коренное изменение мировосприятия в результате принятия
той или иной идеологии или веры. Уход в монастырь или принятие в качестве
базовых ценностей аксиом НЛП — тоже способ управления эмоциями, только «сверху»,
с уровня духовности.
«СУП»:
Почему, на ваш взгляд, многие
люди ограничивают себя всего лишь некоторым диапазоном эмоций?
И.Н.:
Во-первых, это следствие нашего опыта и тех ограничений, с которыми мы
сталкиваемся с детства. Во-вторых, широта эмоционального диапазона,
эмоциональная гибкость — это такие же способности, как гибкость мышц и их
подвижность. Эмоции нужно тренировать так же, как память, ум или брюшной пресс,
если вы хотите иметь их в соответствующей кондиции.
«СУП»:
Вы являетесь специалистом в
НЛП. Каким образом НЛП можно использовать для развития эмоционального
интеллекта?
И.Н.: На мой
взгляд, НЛП — наиболее продвинутый инструмент для развития эмоционального
интеллекта, начиная с сенсорной остроты и заканчивая системными моделями.
Техники НЛП базируются на базовых навыках
EQ,
а система обучения НЛП наиболее эффективна для их развития, хотя и не лишена
некоторых недостатков. По сути, само НЛП, концептуально базирующееся на
фрейдовской модели психики, является языком описания коммуникаций, умелое
управление которыми и определяет уровень развития эмоционального интеллекта.
«СУП»: И, пожалуй, самый
главный вопрос: на вашем семинаре действительно плюшки предлагают?
И.Н.: Спасибо
за хороший вопрос. Наши плюшки больше чем плюшки, хотя они и не плюшки совсем, а
сушки. Плюшки они потому, что плюшки эмоционально значимее сушек, а
положительные эмоции на наших семинарах — это такой же обязательный элемент, как
и высокий эмоциональный интеллект у хорошего руководителя.
Игорь НИЕСОВ. Кандидат
психологических наук, доктор философии. Руководитель корпоративных и массовых
социально-психологических исследований, проектов по созданию автоматизированных
систем психологической диагностики. Основатель и руководитель компании
«Психология и бизнес
on
line».
Преподаватель специальных учебных заведений Министерства обороны и Федеральной
пограничной службы Российской Федерации, Российской академии госслужбы при
Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве
Российской Федерации. Тренер-консультант ряда ведущих российских и зарубежных
коммерческих структур («Аврора», «Альфа-банк», Knauf, «Лукойл», «Татнефть», ЭФКО
и др.).
Компания «Психология и бизнес
on-line»
существует с 1992 г. и специализируется в сфере прикладных психотехнологий.
Объединяет ведущих российских специалистов в области практической психологии,
психодиагностики, психолингвистики, социологии, кадрового и организационного
консультирования, информатики и кибернетики. Главные задачи компании — повышение
эффективности деятельности организаций, рост компетентности руководителей,
увеличение отдачи персонала за счет внедрения новейших разработок в области
прикладной психологии.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (43), август 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.