Новая страница 1
Конституция Республики Беларусь
и Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 2139-XII «О прокуратуре
Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон о
прокуратуре) возлагают на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров
осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов,
указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными
Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными
органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными
объединениями, должностными лицами и гражданами. Одним из направлений
прокурорского надзора является надзор за соблюдением законодательства о труде.
Надзор прокуратуры за
соблюдением законности в области трудовых отношений осуществляется по двум
основным направлениям: по линии общего надзора и по линии гражданско-судебного
надзора.
Прокуроры осуществляют надзор
за соблюдением законодательства при рассмотрении судами гражданских дел,
вытекающих из трудовых правоотношений, участвуют в судебных заседаниях по
наиболее сложным из них.
Согласно приказу Генерального
прокурора Республики Беларусь от 29 ноября 2001 г. № 38 «Об организации надзора
за соответствием закону судебных решений по гражданским делам» прокуроры обязаны
принимать участие при рассмотрении дел о восстановлении на работе.
Участвуя в рассмотрении судом
гражданских трудовых дел независимо от того, участвует он по своей инициативе
или по определению суда, и являясь во всех случаях представителем государства,
прокурор обязан добиваться точного и неуклонного соблюдения норм процесса,
способствовать полному исследованию обстоятельств дела, правильному разрешению
споров и соблюдению законности. Осуществляя надзор за законностью судебных
решений, прокурор обязан опротестовать незаконные и необоснованные решения в
сроки, установленные законом.
Прокурор участвует также в
рассмотрении дел судом кассационной и надзорной инстанции, принимая меры к
недопущению оставления в силе незаконных и необоснованных решений.
Органы прокуратуры
осуществляют также надзор за соблюдением законности при исполнении решений по
трудовым делам.
При этом особое значение имеет
надзор за соблюдением законности при исполнении судебных решений по делам о
восстановлении на работе незаконно уволенных работников. Практика показывает,
что имеют место случаи, когда решение о восстановлении на работе не выполняется.
Прокурор должен не только выявлять такие нарушения, принимать немедленные меры к
их устранению, но и следить за тем, чтобы виновные были наказаны.
Процессуальными формами участия
прокурора в гражданском судопроизводстве по трудовым делам являются:
возбуждение дела прокурором по
своей инициативе путем предъявления иска и подачи заявления и его поддержания в
суде;
вступление в начатый сторонами
процесс на стадии судебного разбирательства по собственной инициативе или на
основании требований закона, а также в связи с привлечением к участию в деле по
инициативе суда;
опротестование незаконных и
необоснованных судебных постановлений;
участие прокурора при
рассмотрении гражданских дел, вытекающих из трудовых правоотношений, в суде
второй инстанции;
деятельность прокурора в
судебно-надзорных органах;
надзор за исполнением судебных
постановлений, вытекающих из трудовых правоотношений.
Одним из направлений надзорной
деятельности прокурора по соблюдению трудового законодательства является
предъявление им иска в суд в интересах работника или нанимателя.
Задачей прокурорского надзора
при предъявлении иска по делам, вытекающим из трудовых правоотношений, является
своевременное и эффективное принятие мер к устранению в судебном порядке
нарушений законов, пресечению правонарушений, защите прав и охраняемых законом
интересов работников, а также организаций. Прокурор обязан воспользоваться своим
правом предъявить иск, если это необходимо в целях устранения выявленных
нарушений законодательства.
Право прокурора на предъявление
иска в интересах юридических лиц и граждан предусмотрено Законом о прокуратуре,
Гражданским процессуальным кодексом (далее — ГПК), а также Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК).
Так, в соответствии с п. 6 ч. 2
ст. 22 Закона о прокуратуре при установлении нарушений закона в зависимости от
их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции
предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов
государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм
собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования
негосударственных форм собственности и граждан — в случаях, если они лишены
возможности самостоятельно защитить свои интересы. Согласно ст. 81 ГПК прокурор
имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела,
подведомственного суду, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом
интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а
также юридических лиц и граждан. Прокурор вправе вступить в дело на любой его
стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и
охраняемых законом интересов граждан.
В соответствии со ст. 241 ТК в
суде рассматриваются споры по заявлению прокурора, если решение комиссии по
трудовым спорам противоречит законодательству. Сроки обращения за разрешением
трудовых споров, установленные в чч. 1 и 2 ст. 242 ТК, применяются при обращении
в суд прокурора.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (44), сентябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.