Новая страница 1
В 2004 г. в Республике Беларусь
юридическими лицами было приобретено в результате реорганизации, приобретения
(безвозмездной передачи) 125 убыточных организаций (сельскохозяйственных
производственных кооперативов (СПК), колхозов) как имущественных комплексов.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы стали унитарными предприятиями
(УП), обществами с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерными
обществами (АО). В 2005 г. планируется реализовать еще 200 таких
сельхозпредприятий.
В действующем
законодательстве, регулирующем правоотношения между собственниками
сельхозпредприятий и руководителями, существуют противоречия.
В соответствии со ст. 1 Закона
Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. «О реорганизации убыточных
сельскохозяйственных организаций» с дополнениями, внесенными Законом от 5 ноября
2003 г., под сельскохозяйственной организацией понимается юридическое лицо,
основным видом деятельности которого является выращивание (производство или
производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от
реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки.
Правовые отношения между
руководителем и организацией регулируют следующие нормативные правовые акты:
1. Гражданский кодекс
Республики Беларусь.
2. Закон Республики Беларусь от
9 декабря 1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной
ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» с последующими
изменениями и дополнениями.
3. Трудовой кодекс Республики
Беларусь.
4. Декрет Президента Республики
Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию
трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с
последующими изменениями и дополнениями.
5. Положение о председателе районного, городского
исполнительного комитета, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от
18 марта 1996 г. № 105, с последующими изменениями и дополнениями.
6. Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного
производственного кооператива), утвержденный Указом Президента Республики
Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49, с последующими изменениями и дополнениями.
7. Положение о порядке заключения контрактов с руководителями
сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности,
утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 апреля
1995 г. № 199, с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии со ст. 49 ГК
порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется
законодательством и учредительными документами.
Назначение на должность
руководителя УП, ООО или АО производится в соответствии с положениями
Гражданского кодекса. Образование исполнительного органа ООО, АО (коллегиального
или единоличного) отнесено к исключительной компетенции общего собрания
участников (акционеров). Должность руководителя предприятия, как правило,
именуется «генеральный директор» или «директор» (Общегосударственный
классификатор «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)).
Директор общества действует на
основании контракта, заключенного в порядке, установленном уставом, и подотчетен
по всем вопросам своей деятельности собранию участников и органам,
уполномоченным собранием (ст. 21 Закона «Об акционерных обществах, обществах с
ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»).
Исходя из ст. 254 ТК трудовой
договор с руководителем организации заключается собственником имущества либо
уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами
организации или соглашением сторон. Собственник имущества организации или
уполномоченный им орган вправе устанавливать в учредительных документах
организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора с
руководителем. То есть с руководителем может быть заключен как срочный трудовой
договор, так, полагаем, и бессрочный.
В республике в настоящее время
широко применяется практика заключения трудовых контрактов.
Пунктом 2 Положения о порядке
заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий
негосударственной формы собственности предусмотрено, что контракт с
руководителем сельскохозяйственного предприятия негосударственной формы
собственности заключается местным исполнительным и распорядительным органом на
срок, определенный уставом предприятия, но не менее одного года после избрания
данного руководителя предприятия на эту должность общим собранием (собранием
уполномоченных) членов предприятия. Проект контракта согласовывается
нанимателем.
Только председатель районного
исполнительного комитета вносит на рассмотрение исполнительного комитета
предложения о заключении и расторжении контрактов с руководителями
сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности (п. 9
Положения о председателе районного, городского исполнительного комитета).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (48), январь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.