Новая страница 1
Документ рассматривается
сегодня как один из важнейших инструментов управления. От качества содержащейся
в документе информации, рационального расположения информационных элементов
(реквизитов), грамотной организации документопотоков как внутри организации, так
и за ее пределами, а также других факторов в значительной степени зависит
эффективность управления. Не случайно в последние десятилетия вместо
традиционного термина «делопроизводство», обозначающего деятельность,
обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами,
все чаще используется термин «документационное обеспечение управления»,
акцентирующий внимание, прежде всего, на управленческой составляющей
документационных работ.
Вопросы документационного
обеспечения деятельности отражаются в различных локальных нормативных правовых
актах организации — уставе, регламенте (в коллегиальных органах), положениях о
структурных подразделениях, должностных инструкциях работникам и др. В
организациях могут разрабатываться специальные правовые акты для таких участков
работы, которые играют ведущую или достаточно самостоятельную роль в
деятельности учреждения. Например, в исполкоме может быть инструкция о
подготовке, оформлении и хранении решений, в министерстве — положение о коллегии
министерства, в котором отражается документирование ее деятельности, в
организациях — положения (инструкции) о порядке работы с обращениями граждан.
Однако основным нормативным
правовым актом, комплексно регламентирующим вопросы организации работы с
документами, которым руководствуются все структурные подразделения (в том числе
кадровая служба) и работники организации, является инструкция по
делопроизводству.
На практике традиционно
различают три вида инструкций по делопроизводству: примерная, типовая и
индивидуальная (конкретная).
Примерная инструкция по
делопроизводству
устанавливает требования к порядку работы с документами для организаций,
однородных по характеру деятельности, но разных по структуре, штатам и другим
параметрам, в связи с чем носит рекомендательный (методический) характер. На
основе примерных инструкций по делопроизводству в организациях разрабатываются
индивидуальные инструкции, имеющие статус локального нормативного правового
акта.
Примерные инструкции,
разрабатываемые, как правило, для организаций определенной отрасли (системы), не
следует путать с Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах,
госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях
и на предприятиях Республики Беларусь, утвержденной приказом Комитета по архивам
и делопроизводству Республики Беларусь от 23 мая 1995 г. № 13. Указанная
Примерная инструкция по делопроизводству является актом законодательства
Республики Беларусь, обязательным к применению всеми организациями нашей страны.
Вместе с тем она устанавливает лишь общеобязательные требования к организации
документов в делопроизводстве, оставляя для организаций возможность построения
системы документационного обеспечения управления с учетом специфики их
деятельности, организационной структуры, формы управления, объема
документооборота и других факторов. Она предусматривает (п. 1.5), что
организации должны вести делопроизводство на основе самостоятельно
разрабатываемых индивидуальных инструкций и других нормативно-методических
документов, не противоречащих Примерной инструкции по делопроизводству. Именно
поэтому в названии указанного акта законодательства был использован термин
«примерная».
Типовая инструкция по
делопроизводству
составляется для однородных по характеру деятельности и структуре организаций и
используется ими в качестве обязательного нормативного правового акта. Как
правило, при наличии типовой инструкции индивидуальные инструкции по
делопроизводству в соответствующих организациях не разрабатываются.
В настоящее время в связи с
принятием Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г.
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с последующими изменениями и
дополнениями) использование таких понятий, как «примерный», «типовой» в
названиях нормативных актов ограничено. Если такая инструкция предусматривает на
ее основе разработку в организациях отрасли индивидуальных инструкций по
делопроизводству, то она является примерной. Если же такая инструкция должна
использоваться организациями непосредственно в практической деятельности, то она
может быть определена как типовая.
Примерные и типовые инструкции
по делопроизводству разрабатываются министерствами, госкомитетами, другими
республиканскими органами государственного управления, концернами и иными
организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь. Они утверждаются
руководителями этих органов и организаций по согласованию с Комитетом по архивам
и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (48), январь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.