Новая страница 1
Переход Республики Беларусь в
начале 1990-х к рыночным отношениям, появление большого количества коммерческих
структур, расширение научно-технического и торгово-экономического сотрудничества
способствовали тому, что со временем большую актуальность приобрели вопросы
информационной безопасности субъектов хозяйственной деятельности. В условиях
конкуренции, являющейся неотъемлемой частью рыночной экономики, информация как
объект интеллектуальной собственности приобретает очень важное свойство: она
становится своеобразным товаром, подчиняющимся законам товарно-денежных
отношений, который можно использовать для производства других товаров и услуг
или превратить в наличность, продав кому-нибудь. Стремление к завладению чужими
информационными ресурсами, секретами с целью использования в конкурентной борьбе
стало одним из характернейших проявлений недобросовестной конкуренции. В
результате этого, как отмечают специалисты, существование и даже выживание
фирмы в условиях жесткой конкурентной борьбы нередко стало зависеть от ее
способности сохранять свою интеллектуальную собственность, в том числе ценную
конфиденциальную информацию.
В нашей стране проблеме
информационной безопасности руководители организаций не всегда придают должное
значение. В организациях принимаются меры по охране материальных ценностей
(организация складского хранения, охрана территории и помещений и т.д.), но при
этом к документам организации, ее информации доступ остается практически
свободным, тогда как ее утечка может привести к большим экономическим убыткам и
моральным издержкам. Так, утечка 20 % конфиденциальной информации в шестидесяти
случаях из ста приводит к банкротству коммерческой фирмы. Среди возможных
последствий утечки, повреждения или разглашения ценной конфиденциальной
информации также можно назвать ущерб деловой репутации организации, нанесение
вреда сотрудникам в результате разглашения их персональных данных, материальный
ущерб от дезорганизации деятельности или же ущерб в форме неполученных доходов.
Таким образом, экономическая и
информационная безопасность организации очень тесно связаны.
В результате происходящих в
экономической жизни общества перемен наряду с такими видами охраняемой
информации, как государственная тайна, служебная тайна, банковская тайна,
налоговая тайна, тайна нотариальных действий, тайна аудита и т.д., появился
новый вид сведений ограниченного доступа и распространения — коммерческая тайна.
Вместе с ним в отечественном законодательстве начали появляться соответствующие
нормы, целью которых стало создание правового поля для охраны таких сведений.
Под понятием «коммерческая тайна» в данной статье будут пониматься
конфиденциальные сведения, имеющие важное экономическое значение для
хозяйствующих субъектов экономики, защита которых не попадает по действие ни
патентного, ни авторского права, ни законодательства о государственных секретах,
однако разглашение (утечка, утрата) которых может нанести ущерб их собственнику
(владельцу).
Построение системы защиты
коммерческой тайны, как, впрочем, и любой системы информационной безопасности,
представляет собой целый комплекс мероприятий.
Одним из первых шагов является
определение объекта защиты, т.е. той информации, которую, собственно говоря, и
следует защищать. В свою очередь, определение и последующее составление
перечня защищаемой в организации информации связано с необходимостью анализа
норм законодательства, регулирующих вопросы ограничения доступа к информации и
информационным ресурсам.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (57), октябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.