Новая страница 1
«Секреты управления
персоналом»: В недавнем интервью одному журналу Питер Друкер сказал, что за
прошедшие
100 лет харизмы было слишком много. Возможно, настало время подготовить тренинг
о том, как бороться с харизматиками?
Радислав Гандапас: Маленький мальчик, увидев в автобусе офицера, сказал
маме: «Было бы хорошо, если бы не было военных. Тогда не было бы войны». А еще
маленькие мальчики думают, что ветер дует оттого, что деревья качаются. Друкер
вроде не маленький мальчик и заметил, что спрос на харизматиков появляется в
смутные, переломные времена. Ему показалось, что времена смутные, потому что
харизматиков много. Друкеру не харизмы было много, а катастроф, войн и
революций. Хотя справедливости ради нужно сказать, что люди, наделенные
харизмой, и сами чувствуют, что эффективны в кризисные периоды.
И притягивают ситуации, чреватые кризисом. Они идут на обострение отношений с
конкурентами, на открытые конфликты с властями, устраивают бесконечные авралы.
Для них действительно жизнь — борьба. Таким образом, бороться с харизматиками —
только их же тешить.
«СУП»: Как, по вашему мнению, эффективно уменьшить
чью-то харизму?
Р.Г.: Прием старый и даже банальный. В фильме «Иван Васильевич
меняет профессию» звучит фраза: «А царь-то не настоящий!» Достаточно показать
адептам харизматического лидера, что их царь — не настоящий. То есть, нужно
разрушить миф о нем. Основополагающие принципы харизматического мифа
следующие: харизматический лидер живет ради реализации своей миссии;
харизматический лидер получил власть легитимно; харизматический лидер всегда
выходит победителем. Для разрушения харизматического влияния бывает достаточно
предъявить адептам харизматика факты, свидетельствующие о его корыстолюбии,
жульничестве в ситуации прихода к власти и ее отстаивании, и для полноты картины
указать на его просчеты и проигрыши. Обычно после этого фанатичные сторонники
становятся столь же фанатичными гонителями.
«СУП»: Если настолько просто уменьшить харизму, то
почему харизматические личности так долго остаются на вершине?
Р.Г.: Потому что не находится лиц, заинтересованных в разрушении
этого харизматического влияния. Не будем забывать, что свергнуть — полдела.
Необходимо занять это место и утвердиться на нем. Тут нужны масштабные цели и
достаточные ресурсы. Сегодня нет ни одной фигуры в бизнесе, религии или
политике, которую нельзя было бы, используя знания харизматики, сбросить с
пьедестала. Другое дело, что его тут же должна занять другая персона и нужно
работать над формированием соответствующего отношения к ней. Наши пиарщики уже
научились разрушать. Вот только созидать, судя по результатам, у них получается
не так хорошо. «А что дальше?» — возникает вопрос. Когда уходит харизматический
лидер, людей охватывает чувство незащищенности, осиротелости, своеобразного
конца света. И это нужно учитывать.
С такой проблемой сталкиваются менеджеры акционерных предприятий, пришедшие на
смену харизматичным «красным» директорам. Нескоро удается обещаниями
своевременных выплат и социальных пакетов перебить влияние харизмы ушедшего
руководителя. Коллектив еще долго находится в состоянии, мягко говоря,
непродуктивном. Созидательная часть харизматики должна сегодня привлекать больше
внимания, чем разрушительная. Таково мое мнение.
«СУП»: Могут ли в одной компании уживаться несколько
харизматиков?
Р.Г.: Этот вопрос мне задают часто. Однозначный ответ на него дать
проще простого. В моей практике бывали случаи, когда два харизматика все-таки
уживались, бывали случаи, когда расставались. Если переформулировать этот
вопрос, например, в такой: «Как нескольким харизматикам ужиться в одной
компании?», то ответ на него получится интересным. Если харизматические
личности находятся на разных уровнях управленческой структуры и не пересекаются
по горизонтали — мирное сосуществование ничем не может быть омрачено. Такая
ситуация создает что-то вроде воздушных коридоров, которые не дают самолетам
столкнуться. Харизматики могут оказаться и в ситуации подчинения друг другу. И
здесь бывали случаи успешного сосуществования, если нижестоящему хватало ума
жить по принципу «Слуга — царю, отец — солдатам» и распространять свое
харизматическое влияние на нижестоящих, а не на руководство. Умный харизматик
может долго сдерживаться, выжидать, когда его руководитель даст слабину, и в
удобный момент сделать рывок и занять его место. До этого момента он может даже
не производить впечатления человека, склонного к лидерству. Продуктивное
сосуществование харизматиков на горизонтальной линии возможно лишь при четком
разделении полномочий и полном устранении пересечения интересов.
«СУП»: Согласны
ли вы, что харизматики — не командные люди?
Р.Г.:
Харизматики — командные люди, но в команде они стремятся быть командирами. Если
такой возможности нет, они могут стать неформальными лидерами и быть в жесткой
оппозиции к официальному руководству. Харизматики никогда не удовлетворены той
властью, которую имеют. Они всегда стремятся к большей. Это нужно принять как
факт, и если в коллективе вам попался харизматический подчиненный, его лучше
сделать союзником. Впрочем, харизма может ничем не выдавать себя до поры до
времени.
«СУП»: Можно ли назвать харизму, которая не дана
свыше, а развивалась на тренингах, полноценной?
Р.Г.: Можно ли ребенка, учившегося в музыкальной школе, назвать
полноценным музыкантом? Можно ли менеджера, не наделенного свыше даром
управления, но прошедшего MBA, назвать полноценным? Это странный вопрос.
Во-первых, любой талант нужно развивать. Или он останется наклонностью. Лидеры,
вошедшие в историю с ярлыком «харизматик», упорно работали над собой, развивали
себя. Идея о дарованности харизмы свыше — тоже часть мифа, оправдывающая право
лидера на власть. Поэтому предлагаю харизму, развитую на тренинге, засчитать
как дар свыше.
«СУП»: Есть мнение, что руководитель-харизматик
далеко не самый лучший вариант для компании. Что вы думаете по этому поводу?
Р.Г.:
Некая исследовательская группа в Соединенных Штатах пришла к
выводу, что компании, возглавляемые харизматическими лидерами, в среднем
показывают более скромные результаты.
Я решил выяснить, в каких условиях проводились замеры. Оказалось, в мирное,
спокойное для компаний время. Для чистоты эксперимента такое же исследование
следовало бы провести во время аврала, финансового кризиса, кризиса власти. Мы
увидели бы, что подобные ситуации более эффективно проходят компании,
возглавляемые именно харизматическими лидерами. Впрочем, я ловлю себя на мысли,
что мы сейчас искусственно создали ущербную типологию, разделив лидеров на
харизматических и нехаризматических. Элементы харизматического влияния
используют все руководители. Вот к применению этого арсенала все они способны в
разной степени.
«СУП»: Складывается впечатление, что
руководители-харизматики сами и создают подобную ситуацию, поскольку им это
выгодно. Высасываются из пальца враги, с которыми необходимо бороться, и так
далее. История очень известная.
Р.Г.: Именно так они и поступают.
И даже сами искренне верят, что живут в окружении врагов. В крайнем случае, они
обычные процессы обставляют, как войну. Могут манией преследования заразить и
своих подчиненных. Рождается миф о внедренных конкурентами агентах, которые
занимаются подрывной работой и шпионажем. Сотрудники начинают подозревать друг
друга. Харизматикам подобная атмосфера нравится. Они в это играют с упоением.
«СУП»: Для канадского специалиста по психопатии
Роберта Хейра харизматик и психопат — практически синонимы. Это мнение он
подкрепляет результатами исследований руководителей компаний.
Р.Г.: Как бывший учитель русского языка могу сказать, что
синонимами эти слова быть никак не могут, поскольку тогда любого человека с
расстройством психики можно было бы именовать харизматиком и наоборот. А вот то,
что харизматики с точки зрения психологии довольно часто балансируют на грани
нормы и патологии, — это факт, уже не требующий доказательств. Всякий, кто
работал под началом харизматического руководителя, помнит ситуации, когда
переживал за психическое здоровье шефа. Однако это только укрепляет харизму,
отличает харизматика и делает его непонятным окружению. Это и ведет к тому, что
его окружают мифами, легендами. Истории известны факты, когда у власти
длительное время оставались люди, ставшие психически больными в ходе
управления. Но сила личности, авторитет и вера людей в них были так велики, что
этого не замечало даже окружение. Конечно, в бизнесе другой масштаб. И подобные
случаи вряд ли возможны. Но и здесь мы должны согласиться с тем, что носители
харизмы — люди необычные, нестандартные, способные своим «безумством» заражать
других людей. Так безумен влюбленный, так безумен поэт, снискавший вдохновение,
так безумен спортсмен, одержимый победой. Многим они кажутся психами. Но именно
такие «психи» меняют мир и заставляют меняться нас.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (57), октябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.