Новая страница 1
Валерий Кичкаев: Йооп, в начале
разговора — несколько слов о себе.
Йооп Сгрийверс:
Я окончил Амстердамский университет в 1982 году
и получил диплом в области общественных наук. Потом около 20 лет работал в
сфере организационных изменений, информатики и корпоративного обучения. Когда
мне исполнилось 30 лет, я защитил диссертацию по экспериментальным обучающим
компьютерным программам. Затем были несколько лет исследований, чтобы выяснить,
как люди работают с этим программным обеспечением. Тогда же мне пришла в голову
идея написать десять книг, первая из которых — об офисных крысах.
В.К.: Крыса — это метафора. Что
она значит именно для вас?
Й.С.:
В голландском языке, наверное, как и в русском, крыса символизирует подлого
человека, который многое делает втайне от других, манипулирует людьми. Если
кто-то в компании говорит о вас, что вы крыса, то наверняка это не комплимент.
В.К.: Но и не повод для
отчаяния?
Й.С.:
Вот именно, пусть отчаиваются те, кто не является крысой.
В.К.: Многие эксперты, гуру
менеджмента, пишущие книги, проводящие тренинги, несомненно, знают о
«крысиной» стороне офисной жизни. И все же они предпочитают не писать о ней, тем
более учить крысиным навыкам. Почему вы решились на этот шаг? В определенной
степени это вызов обществу…
Й.С.: Именно потому, что гуру
молчат, я решил написать об этой стороне жизни на работе. Крысиное поведение —
неотъемлемая часть офисной жизни организации. Это все равно что говорить о
погоде и ни разу не упомянуть слово «дождь» или «ветер». Поверьте, очень многие
работники так или иначе используют крысиное поведение по отношению к своим
коллегам или боссам. Я решил просто обобщить опыт.
В.К.: Похоже, вы оказались
первым «обобщателем». Наверное, готовились к этому с раннего детства.
Й.С.:
Мне как-то намекали, что
интерес к подобным темам возникает обычно у тех, кто имел, например, в детстве,
психологические травмы. Скажу сразу, что у меня и с головой все в порядке, и
вообще я не циник и не склонен к депрессии. Честно скажу — не знаю, почему меня
больше заинтересовала темная сторона офисной жизни человека. Возможно, я ответил
выше — об этом предпочитают не писать.
В.К.: Извините за нескромный
вопрос — нужно ли быть крысой, чтобы написать такую книгу или обучать
менеджеров крысиному поведению?
Й.С.:
Спасибо за тактичный вопрос. (Смеется.) Я провожу тренинги по крысиному
поведению около двух лет. Мне кажется, надо обладать некоторым талантом быть
крысой, чтобы обучать подобным вещам, как быть талантливым в музыке, чтобы
сочинять ее. В книге я написал, что хорошая крыса никогда не говорит, что она
крыса. Поэтому я не крыса!
В.К.: Менеджеры приходят на
ваши тренинги, чтобы научиться защищаться от крыс или стать крысой? И вообще,
крысами рождаются или становятся?
Й.С.:
Если честно, то большинство
хотят стать крысами. Некоторые (кто стал жертвой манипуляций) приходят для того,
чтобы я научил их защищаться…
В.К.: … но лучшая оборона — это
нападение.
Й.С.:
И вы совершенно правы, я об этом всегда напоминаю своим ученикам. Что касается
того, крысами рождаются или становятся, то я склоняюсь к первому варианту. Между
тем следует заметить, что природа у людей разная, поэтому кто-то больше
предрасположен, кто-то меньше. Как в балете: занятия помогают, но если нет
таланта, результат минимален.
В.К.: Есть ли у крыс
национальность? Например, голландские крысы предпочитают сыр.
Й.С.:
Прекрасный вопрос. Да, мы очень любим сыр…
В.К.: Кажется, вы
проговорились…
Й.С.:
Я про настоящих крыс… (Смеется.)
В.К.: Я вам верю, продолжайте.
Й.С.:
Так вот, дело не в
национальности. Нельзя сказать, что все голландцы хорошие, а все белорусы
плохие и наоборот. Все зависит от положения компании. Если у нее плохи дела:
катастрофические изменения, слияние, сокращения, грядущие увольнения — то
ожидайте всплеск крысиного поведения. Люди будут бороться за выживание, за
сохранение рабочего места. Короче, правило простое: чем хуже ситуация в
компании, тем больше проявлений крысиного поведения.
В.К.: Как распознать офисную
крысу? Может быть, у нее длинные усики или она прячет где-нибудь свой хвостик?
Й.С.:
Ха-ха-ха! Это сделать очень
сложно. Хорошая крыса тем и хороша, что она не выставляет напоказ свои длинные
усы и хвост. И вообще, она всем своим видом говорит: я такая, как все. Ее
поведение невинное, и она никогда и никому не рассказывает о своих офисных
проделках. Хочу вас предупредить, что люди с голубыми добрыми глазами
определенно чаще бывают крысами. (Смеется.)
В.К.: Понятно, по внешним
признакам крысу определить невозможно. А чем отличается хорошая крыса от
плохой?
Й.С.:
Хорошая крыса всегда
преследует свои эгоистические цели, не афишируя их. Ей наплевать на страдания
своих жертв, более того, она может получать от этого особое наслаждение. Она
никогда не признается в своих манипуляциях. Девиз ее существования: я, я, я.
В.К.: Что вы думаете о так
называемой разумной паранойе? Немного паранойи ведь не помешает? Она присуща
крысам.
Й.С.:
Я за паранойю, тем более разумную. Хорошая крыса всегда осторожна и
благоразумна. Однако паранойя не должна полностью овладевать вашим сознанием,
потому что вы начнете думать о том, что все сотрудники, окружающие вас, —
сплошь крысы, и тогда вам придется отправиться к доктору. Впрочем, к доктору
нужно отправлять и тех, кто считает, что все сотрудники, окружающие его, —
прекрасные, добродушные люди. Будьте бдительны! (Смеется.)
В.К.: У нас говорят, что если
крысы бегут с корабля, то он тонет. Как вы считаете, несмотря на свою
мерзопакостность, является ли крыса неотъемлемым элементом организации?
Й.С.:
У нас в Голландии есть тоже
такая пословица. Я считаю, что крысы неистребимы в организации. Это необходимая
составляющая репертуара человеческого поведения. Ее не оставишь на проходной
завода или организации.
В.К.: К какому выводу вы
пришли, закончив написание книги об офисных крысах?
Й.С.:
Главный вывод — я умею писать книги! (Смеется.)
В.К.: Вы представили себя
великим писателем?!
Й.С.:
Во всяком случае, книга
получилась содержательная. Я был искренен и не собирался замалчивать темную,
пессимистическую сторону офисной жизни, что очень часто делают другие авторы
книг о бизнесе.
В.К.: Может быть, вы «заточены»
на то, чтобы видеть только негатив?
Й.С.:
Не думаю, я ведь тоже встречал
много хороших людей. Моя книга, как микроскоп: она позволяет узнать многое о
людях, окружающих вас на работе, при этом не показывает картину полностью…
В.К.: … давая возможность
пошевелить собственными мозгами, напрячь воображение. Кстати, история о крысах
заканчивается этой книгой или будет продолжена?
Й.С.:
По большому счету, не будет. Но книги мне писать понравилось, поэтому я сейчас
пишу очередную.
В.К.: В роли какого животного
предстанет человек?
Й.С.:
Я решил сделать очередное обобщение, поэтому человек предстанет в роли
прирученного животного.
В.К.: И кто его приручил?
Й.С.:
Его приручило современное общество, где все просчитано. Человеческая плоть
скована видеонаблюдением, наказаниями, спортом, организацией и так далее!
А ведь мы не должны забывать, что являемся частью животного мира.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (57), октябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.