Новая страница 1
Борьба за таланты
продолжается. Кажется, честолюбивые профессионалы в большом дефиците. Неужели
источник, дающий этих высококомпетентных, креативных, мотивированных,
предприимчивых, преданных делу, открытых новаторским решениям,
стрессо-устойчивых людей, иссякает?
Сложность
заключается не только в том, где найти таких вундеркиндов, но и в том, как ими
управлять. Эти честолюбцы являются парадоксально тонкими натурами, которые
нуждаются в бережном отношении. Самой распространенной проблемой таких успешных
работников является то, что они слишком быстро и очень высоко взлетают.
Безусловно, они подвержены синдрому Икара.
В греческой
мифологии Икар — сын изобретателя Дедала. Оба они томились в неволе у Миноса,
царя Крита, и для того чтобы сбежать, талантливый и изобретательный Дедал сделал
для себя и сына крылья из перьев и воска. Мудрый отец сказал сыну, что
единственным недостатком конструкции является скрепляющий крылья воск, который
может расплавиться, если подлететь слишком близко к солнцу. Несомненно, знания
физики древнегреческих рассказчиков были ничтожны, т.к. чем выше взлетаешь, тем
становится холоднее, а не горячее. Но, согласно мифу, Икар пренебрег советом
своего мудрого отца, взлетел слишком высоко и, из-за того что растопился воск,
рухнул в море и погиб в волнах.
В мифе не говорится
о том, почему он не послушался отца. Был ли он искателем острых ощущений,
склонным к неоправданному риску, и сделал это от скуки? Или, скорее, он был
непослушным ребенком, которому нравилось бунтовать? Может быть, он просто решил
подразнить царя Миноса, но слишком большое самомнение обмануло его? Был ли он
нарциссом, который достиг вершины самолюбия? Этого мы не знаем.
Однако давайте
попробуем разобраться, как и почему современных Икаров выбирают среди прочих,
что ускользает от внимания оценивающих экспертов. Или истоки этой проблемы
нужно искать в том, каким образом с такими людьми обращались ранее?
Наверное, это
проблема самолюбия или, если вспомнить греческое слово, нарциссизм. Нарциссизм
— это болезненное самолюбование, господство самоуверенности, необъяснимо
высокая самооценка. Проблема для честолюбивых работников заключается в
следующем: возможно, чтобы получить работу, вам нужно иметь очень высокую
самооценку, но когда вы уже будете работать, необходимо в меньшей степени
проявлять это качество.
Проявление слишком
высокой или слишком низкой самооценки может являться как причиной, так и
следствием плохого руководства. Американцы долго верили в силу и значение
самооценки, что частично объясняет их самоуверенность и напористость. Часто
просто с удивлением наблюдаешь за молодыми людьми самых средних способностей,
которые так демонстративно уверены. Кажется, что все они сдали экзамен
«Самоуверенность», но провалили «Обаяние», когда рассказывают вам прямо и
откровенно о своих убеждениях, проблемах, желаниях и ценностях так, будто они
автоматически заслуживают уважения или приводят в восторг самой темой
обсуждения. К другим они проявляют мало интереса, находясь в полной
уверенности, что сами по своей сути уже интересны, важны и достойны любви.
Поклонение
самолюбию учит, что любые неприятности в жизни — это следствие низкой
самооценки: неуспеваемость в школе, правонарушения, неспособность найти работу,
совершение преступления, депрессия и т.д. Но, тем не менее, нам скорее
понравится скромный человек, чем самонадеянный.
Конечно же, следует
четко отличать подлинное от подделки. Есть люди, которые по своей природе
отличаются скромностью и кротостью и верят, что их способности и достижения
являются средними или даже ничего не стоящими. Проблема скромных людей
заключается в том, что те, кто обладает значительной долей высокомерия, могут не
лучшим образом обходиться с ними и притеснять. Однако уважение к простым,
скромным людям, которые преодолевают трудности благодаря своему таланту,
корнями глубоко уходит в древнюю культуру. Это история о зайце и черепахе,
Давиде и Голиафе и о победе скромных и кротких, которые унаследуют землю.
Но люди с низкой
самооценкой редко занимают высокие должности. Низкая самооценка не позволяет
рисковать, принимать смелые решения, вопреки принципам извлекать выгоду из
любых обстоятельств, подвергать себя волнениям и быть готовым к новым вызовам,
что является неотъ-емлемым атрибутом достижения успеха в деловом мире. Всем нам
для нормальной ежедневной деятельности необходима достаточная доля
самоуважения. Мы должны в достаточной мере интересоваться собой и быть
самоуверенными, чтобы успешно действовать в жесткой, полной критики обстановке
деловой жизни.
Настоящая же
проблема связана с людьми, которые обладают кажущимся безграничным самолюбием
и сопутствующим этому высокомерием. Явно выраженные нарциссы представляют
опасность и не так уж редко встречаются среди современных руководителей
компаний. Часто это люди, которые всецело поглощены мыслью о том, чтобы быть
лучшими, особенными или исключительными. Они до неприличия преувеличивают
собственные таланты и не отказывают себе в демонстрации неизменно хвастливого и
претенциозного величия. Часто они забавны, но нередко обладают чрезвычайной
мстительностью.
Психология
объясняет такой неестественно высокий уровень нарциссизма, главным образом,
защитным механизмом «компенсации». Многие нарциссы, представители делового
мира, уверены, что в прошлом с ними несправедливо обошлись и теперь им «должны».
Их чувство внутренней незащищенности может быть компенсировано постоянным
низкопоклонством окружающих, подтверждением и признанием их достоинств. Они
жаждут иметь устойчивое положительное представление о самих себе, чтобы
бороться с реальным чувством беспомощности и низкой само-оценкой.
Одной из наиболее
часто наблюдаемых черт нарцисса является капризность — непоследовательное,
переменчивое, непредсказуемое поведение. Конечно же, большинство психологов
видят причину появления нарциссизма в раннем детстве. Здесь виной
непоследовательное поведение родителей, которые с вниманием относились ко всем
внешним, публичным проявлениям достижений и успеха, но были глухи и безразличны
(или, что хуже, выказывали неодобрение) к проявлению чувств ребенка. Возможно,
в таком случае за горькую участь Икара нам следует винить Дедала!
Такое отношение
часто приводит к тому, что в молодости они часто сбиты с толку и уже не могут
выработать четкого представления о самом себе или выстроить логически
последовательную систему ценностей. Им неуютно в своей собственной шкуре. Это,
быть может, и приводит к пожизненному поиску компенсации, которая полностью
удовлетворила бы чувства самоуважения и самоуверенности. Источники возникновения
такой психологической проблемы темны и глубоки, а сильные душевные переживания,
которые они вызывают, кажутся безжалостными.
Совершенно ясно,
что нарцисс не способен на нормальное общение. Он или она не способны понять
или оценить других, независимо от того, кто это — коллеги, подчиненные или
клиенты. Часто они рассматривают людей как нечто вроде собственности, главное
назначение которых — быть причастным к их поискам славы и известности. Коллеги
на работе привыкли быть всего лишь отражением их славы. Задумывался ли об этом
кто-либо из великих представителей делового мира современности или прошлого?
Личные и служебные
отношения нарциссов представляют особый интерес. Если «вторая половина» нарцисса
готова постоянно,
безоговорочно выражать свое восхищение, то все будет в порядке. Но тогда им
придется направлять все свои усилия, тратить все время, чтобы помочь своему
повелителю побороть чувство внутренней пустоты и собственной никчемности,
которые он/она испытывает. Разумеется, нарциссам приходится разыскивать таких
спутников жизни, т.к. они редко встречаются, возможно, также не способны к
нормальному общению, и люди их соответствующе прозвали «сопутствующими
нарциссами». Они являются «сопутствующими» как в прямом, так и в переносном
смысле этого слова.
Многие «птицы
высокого полета», такие как Икар, — нарциссы. Они на самом деле считают, что
качества нарцисса служат им хорошую службу. Они кажутся уверенными и вселяют
уверенность в других. Вот что происходит с такими честолюбцами: их сильные
стороны замечают и очень быстро они продвигаются вверх по карьерной лестнице. В
каком бы подразделении они не работали, они всегда стремятся быть лучше других.
Если это маркетинг, то они стремятся быть генераторами идей и людьми действия,
изобретательными и проявляющими творческое воображение. Если это финансовая
деятельность, то они стремятся блестяще справляться не только с данными, но и
со стратегическим планированием. Они обожают играть с цифрами и «моделировать
будущее». Обычно им прощают недостатки, на которые смотрят сквозь пальцы.
Например, тот факт, что честолюбивый руководитель службы маркетинга
недисциплинирован, непоследователен в действиях, плохо справляется с бумажной
работой и эгоцентричен, не принимается во внимание или приуменьшается.
Они могут
отличаться отсутствием реализма, непрактичностью и расточительностью. Более
того, стратеги-аналитики часто оказываются беспомощны при составлении
анализов, не способны влиять на других и склонны к созданию больших
департаментов, где работают одинаково мыслящие с ними сотрудники, подобно
университетским кафедрам.
С процветанием
компании честолюбцы, как Икар, взмывают вверх. Но их изъян — крылья,
скрепленные воском, — слишком поздно замечают. То, благодаря чему они становятся
знаменитыми, вскоре приносит им дурную репутацию.
Известные своей
прямотой, они вдруг могут стать в глазах окружающих несгибаемыми и нетерпимыми
фанатиками. Если они отличаются способностью проявлять понимание и входить в
положение людей, на них навешивают ярлык мягких, нерешительных, слишком
терпимых к плохо выполняемой работе людей. Увы, но именно те самые свойства,
которые помогли им взобраться по скользкой лестнице на самый верх, приводят и к
падению. Ирония? Идеальная справедливость? Нет… Просто плохой выбор и
менеджмент.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (57), октябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.