№ 10, октябрь 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Синдром Икара

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Адриан ФЕРНЭМ, профессор психологии Лондонcкого университета

Новая страница 1

Борьба за таланты продолжается. Кажется, честолюбивые профес­сионалы в большом дефиците. Неужели источник, дающий этих высококомпетентных, креативных, мотивированных, предприимчи­вых, преданных делу, открытых новаторским решениям, стрессо-устойчивых людей, иссякает?

Сложность заключается не только в том, где найти таких вундеркин­дов, но и в том, как ими управлять. Эти честолюбцы являются па­радоксально тонкими натурами, которые нуждаются в бережном отношении. Самой распространен­ной проблемой таких успешных работников является то, что они слишком быстро и очень  высоко взлетают. Безусловно, они подвер­жены синдрому Икара.

В греческой мифологии Икар — сын изобретателя Дедала. Оба они томились в неволе у Миноса, царя Крита, и для того чтобы сбежать, талантливый и изобретательный Дедал сделал для себя и сына крылья из перьев и воска. Мудрый отец сказал сыну, что единствен­ным недостатком конструкции является скрепляющий крылья воск, который может расплавиться, если подлететь слишком близко к солнцу. Несомненно, знания физики древнегреческих рас­сказчиков были ничтожны, т.к. чем выше взлетаешь, тем становится холоднее, а не горячее. Но, соглас­но мифу, Икар пренебрег советом своего мудрого отца, взлетел слишком высоко и, из-за того что растопился воск, рухнул в море и погиб в волнах.

В мифе не говорится о том, почему он не послушался отца. Был ли он искателем острых ощущений, склонным к неоправданному ри­ску, и сделал это от скуки? Или, скорее, он был непослушным ребенком, которому нравилось бунтовать? Может быть, он просто решил подразнить царя Миноса, но слишком большое самомнение об­мануло его? Был ли он нарциссом, который достиг вершины самолю­бия? Этого мы не знаем.

Однако давайте попробуем разо­браться, как и почему современ­ных Икаров выбирают среди про­чих, что ускользает от внимания оценивающих экспертов. Или ис­токи этой проблемы нужно искать в том, каким образом с такими людьми обращались ранее?

Наверное, это проблема самолюбия или, если вспомнить греческое сло­во, нарциссизм. Нарциссизм — это болезненное самолюбование, го­сподство самоуверенности, необъ­яснимо высокая самооценка. Про­блема для честолюбивых работ­ников заключается в следующем: возможно, чтобы получить работу, вам нужно иметь очень высокую самооценку, но когда вы уже будете  работать, необходимо в меньшей степени проявлять это качество.

Проявление слишком высокой или слишком низкой самооценки мо­жет являться как причиной, так и следствием плохого руководства. Американцы долго верили в силу и значение самооценки, что частич­но объясняет их самоуверенность и напористость. Часто просто с удив­лением наблюдаешь за молодыми людьми самых средних способно­стей, которые так демонстративно уверены. Кажется, что все они сда­ли экзамен «Самоуверенность», но провалили «Обаяние», когда рас­сказывают вам прямо и откровен­но о своих убеждениях, проблемах, желаниях и ценностях так, будто они автоматически заслуживают уважения или приводят в восторг самой темой обсуждения. К другим они проявляют мало интереса, на­ходясь в полной уверенности, что сами по своей сути уже интересны, важны и достойны любви.

Поклонение самолюбию учит, что любые неприятности в жизни — это следствие низкой самооценки: неуспеваемость в школе, право­нарушения, неспособность найти работу, совершение преступления, депрессия и т.д. Но, тем не менее, нам скорее понравится скромный человек, чем самонадеянный.

Конечно же, следует четко от­личать подлинное от подделки. Есть люди, которые по своей при­роде отличаются скромностью и кротостью и верят, что их способ­ности и достижения являются средними или даже ничего не стоящими. Проблема скромных людей заключается в том, что те, кто обладает значительной долей высокомерия, могут не лучшим образом обходиться с ними и при­теснять. Однако уважение к про­стым, скромным людям, которые преодолевают трудности благода­ря своему таланту, корнями глубо­ко уходит в древнюю культуру. Это история о зайце и черепахе, Дави­де и Голиафе и о победе скромных и кротких, которые унаследуют землю.

Но люди с низкой самооценкой редко занимают высокие долж­ности. Низкая самооценка не позволяет рисковать, принимать смелые решения, вопреки прин­ципам извлекать выгоду из любых обстоятельств, подвергать себя волнениям и быть готовым к но­вым вызовам, что является неотъ-емлемым атрибутом достижения успеха в деловом мире. Всем нам для нормальной ежедневной деятельности необходима доста­точная доля самоуважения. Мы должны в достаточной мере инте­ресоваться собой и быть самоуве­ренными, чтобы успешно действо­вать в жесткой, полной критики обстановке деловой жизни.

Настоящая же проблема связа­на с людьми, которые обладают кажущимся безграничным само­любием и сопутствующим этому высокомерием. Явно выраженные нарциссы представляют опасность и не так уж редко встречаются среди современных руководителей компаний. Часто это люди, которые всецело поглощены мыслью о том, чтобы быть лучшими, особенными или исключительными. Они до неприличия преувеличивают соб­ственные таланты и не отказывают себе в демонстрации неизменно хвастливого и претенциозного величия. Часто они забавны, но нередко обладают чрезвычайной мстительностью.

Психология объясняет такой не­естественно высокий уровень нарциссизма, главным образом, защитным механизмом «ком­пенсации». Многие нарциссы, представители делового мира, уверены, что в прошлом с ними несправедливо обошлись и теперь им «должны». Их чувство внутрен­ней незащищенности может быть компенсировано  постоянным низкопоклонством окружающих, подтверждением и признанием их достоинств. Они жаждут иметь устойчивое положительное пред­ставление о самих себе, чтобы бороться с реальным чувством беспомощности и низкой само-оценкой.

Одной из наиболее часто наблюда­емых черт нарцисса является ка­призность — непоследовательное, переменчивое, непредсказуемое поведение. Конечно же, большин­ство психологов видят причину появления нарциссизма в раннем детстве. Здесь виной непоследо­вательное поведение родителей, которые с вниманием относились ко всем внешним, публичным проявлениям достижений и успе­ха, но были глухи и безразличны (или, что хуже, выказывали не­одобрение) к проявлению чувств ребенка. Возможно, в таком слу­чае за горькую участь Икара нам следует винить Дедала!

Такое отношение часто приводит к тому, что в молодости они часто сбиты с толку и уже не могут вы­работать четкого представления о самом себе или выстроить логи­чески последовательную систему ценностей. Им неуютно в своей собственной шкуре. Это, быть мо­жет, и приводит к пожизненному поиску компенсации, которая пол­ностью удовлетворила бы чувства самоуважения и самоуверенности. Источники возникновения такой психологической проблемы темны и глубоки, а сильные душевные переживания, которые они вызы­вают, кажутся безжалостными.

Совершенно ясно, что нарцисс не способен на нормальное обще­ние. Он или она не способны по­нять или оценить других, незави­симо от того, кто это — коллеги, подчиненные или клиенты. Часто они рассматривают людей как нечто вроде собственности, глав­ное назначение которых — быть причастным к их поискам славы и известности. Коллеги на работе привыкли быть всего лишь отра­жением их славы. Задумывался ли об этом кто-либо из великих представителей делового мира современности или прошлого?

Личные и служебные отношения нарциссов представляют особый интерес. Если «вторая половина» нарцисса готова постоянно,
безоговорочно выражать свое восхищение, то все будет в поряд­ке. Но тогда им придется направ­лять все свои усилия, тратить все время, чтобы помочь своему по­велителю побороть чувство вну­тренней пустоты и собственной никчемности, которые он/она ис­пытывает. Разумеется, нарциссам приходится разыскивать таких спутников жизни, т.к. они редко встречаются, возможно, также не способны к нормальному обще­нию, и люди их соответствующе прозвали «сопутствующими нар­циссами». Они являются «сопут­ствующими» как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.

Многие «птицы высокого поле­та», такие как Икар, — нарциссы. Они на самом деле считают, что качества нарцисса служат им хо­рошую службу. Они кажутся уве­ренными и вселяют уверенность в других. Вот что происходит с та­кими честолюбцами: их сильные стороны замечают и очень бы­стро они продвигаются вверх по карьерной лестнице. В каком бы подразделении они не работали, они всегда стремятся быть лучше других. Если это маркетинг, то они стремятся быть генераторами идей и людьми действия, изо­бретательными и проявляющими творческое воображение. Если это финансовая деятельность, то они стремятся блестяще справ­ляться не только с данными, но и со стратегическим планировани­ем. Они обожают играть с циф­рами и «моделировать будущее». Обычно им прощают недостат­ки, на которые смотрят сквозь пальцы. Например, тот факт, что честолюбивый руководитель службы маркетинга недисципли­нирован, непоследователен в действиях, плохо справляется с бумажной работой и эгоцентри­чен, не принимается во внимание или приуменьшается.

Они могут отличаться отсутстви­ем реализма, непрактичностью и расточительностью. Более того, стратеги-аналитики часто ока­зываются беспомощны при со­ставлении анализов, не способны влиять на других и склонны к соз­данию больших департаментов, где работают одинаково мысля­щие с ними сотрудники, подобно университетским кафедрам.

С процветанием компании че­столюбцы, как Икар, взмывают вверх. Но их изъян — крылья, скрепленные воском, — слишком поздно замечают. То, благодаря чему они становятся знамениты­ми, вскоре приносит им дурную репутацию.

Известные своей прямотой, они вдруг могут стать в глазах окружающих несгибаемыми и нетерпимыми фанатиками. Если они отличаются способностью проявлять понимание и входить в положение людей, на них навеши­вают ярлык мягких, нерешитель­ных, слишком терпимых к плохо выполняемой работе людей. Увы, но именно те самые свойства, которые помогли им взобраться по скользкой лестнице на самый верх, приводят и к падению. Иро­ния? Идеальная справедливость? Нет… Просто плохой выбор и ме­неджмент.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (57), октябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.