Новая страница 1
23 августа 2005 г. Президент
Республики Беларусь подписал Указ № 392 «О внесении дополнения и изменения в
Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180» (далее — Указ №
392). Указ № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь
от 26 июля 1999 г. № 29» был подписан Президентом Республики Беларусь 12 апреля
2000 г. (далее — Указ № 180). Указ № 392 по-новому решает ряд существенных
вопросов правового регулирования контрактной системы найма работников. Новации
коснулись:
§
срока продления контрактов;
§
предупреждения сторонами контракта друг
друга перед истечением его срока о дальнейших намерениях;
§
социальных гарантий при заключении и
продлении срока действия контракта отдельным категориям работников.
Нормативный материал Указа №
392, по нашему мнению, сложный и требует юридического анализа.
Указ № 180 дополнен п. 11,
п. 2 изложен в новой редакции.
АНАЛИЗ П. 11 УКАЗА
№ 392
Пункт 11 состоит из
трех частей. Нормы их распространяются на всех работников, заключивших с
нанимателем контракт (имеется в виду трудовой). Речь идет о контракте,
заключенном как при приеме на работу, так и с работниками, с которым до
контракта был заключен трудовой договор на неопределенный срок.
Первая новация Указа № 392 (ч. 1
п. 11) состоит в том, что контракт может быть продлен по соглашению
сторон на срок не менее одного года (календарного). Вместе с тем нанимателю
предоставлено право предложить работнику продлить контракт на срок меньше одного
года. Но для уменьшения срока необходимо письменное согласие работника,
зафиксированное в самом контракте. Если наниматель и работник согласны продлить
контракт, но наниматель предложил срок меньший, чем год, а работник не согласен
с этим уменьшением, наниматель обязан (по смыслу ч. 1 п. 11)
продлить срок контракта не меньше чем до одного года. Только при таком
толковании ч. 1 п. 11 Указа № 392 он получит юридическую значимость
в интересах работников. У нанимателя, как и у работников, остается право
отказаться от продления контракта, срок которого истекает. Допустим, стороны
пришли к соглашению о продлении контракта, наниматель предложил продлить
контракт на срок менее года, а работник не дает согласие на такое условие.
У нанимателя на основании ч. 1 п. 11. Указа № 392 возникает
обязанность продлить контракт не меньше, чем на один год.
На практике не редкими были
случаи неоднократного продления срока действия контракта на срок менее года,
например, 6 и даже меньше месяцев. Если работник отказывался от продления срока
действия контракта на указанный срок и требовал продления, скажем, на год,
наниматель имел право предупредить работника о том, что если он не согласится с
предложенным сроком, то будет уволен в соответствии со ст. 32 и п. 5 ст. 35
Трудового кодекса Республики Беларусь. Сейчас такие действия нанимателя,
полагаем, будут исключены.
Что касается продления срока
действия контракта более чем на один год, то такое продление по-прежнему
возможно только по обоюдному согласию сторон. Иначе говоря, ни наниматель, ни
работник не вправе односторонне требовать продления контракта больше чем на
год.
Если согласие между сторонами о
продлении контракта на срок больше года не достигнуто, наниматель, как и
работник, вправе прекратить контракт в связи с истечением его срока (п. 2 ст. 35
ТК).
В ч. 1 п. 11 Указа №
392 максимум срока продления контракта ограничен в соответствии с п. 2 ст. 17
ТК пятью годами. Ранее п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Республики
Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами
законодательства о труде» с изменениями, внесенными постановлением Пленума
Верховного Суда от 25 сентября 2003 г. № 11 (далее — постановление Пленума № 2),
максимальный срок действия трудового договора, заключенного на определенный
срок, был распространен и на контракт. Теперь этот вопрос решен для контрактов
на уровне указов Президента Республики Беларусь. Пятилетний срок — максимум как
для одного заключенного контракта, так и для сумм сроков продленных контрактов
между одним и тем же работником и нанимателем.
На практике может возникнуть
следующая ситуация. До истечения максимального срока действия контракта (5 лет)
остается меньше года. Наниматель предлагает, но работник не дает согласия на
продление срока действия контракта меньше чем на год. Думаем, что для такого
случая нужно предусмотреть исключение из общего правила, установленного п. 11
Указа № 392, допускающее продление контракта сверх максимума (5 лет) на срок не
более одного года.
В ч. 1 п. 11
продление контракта на срок меньше одного года с письменного согласия работника
ограничено еще одним условием: «если иное не установлено Президентом Республики
Беларусь». Полагаем, это условие требует официального разъяснения. Мы же
считаем, что данное условие, учитывая контекст, в который оно помещено, можно
трактовать так: Президент Республики Беларусь вправе устанавливать в своих
нормативных актах исключения, согласно которым для продления контракта на срок
меньше одного года согласие работника не требуется.
В ч. 2 п. 11 Указа №
392 определено понятие «новый контракт». Им признается:
§
во-первых, контракт, заключенный между
теми же его сторонами после истечения максимального срока действия (5 лет)
предыдущего контракта. Максимальный срок здесь может быть непрерывным, если
предыдущий контракт был заключен на 5 лет, либо исчисляться как сумма продленных
сроков одного контракта;
§
во-вторых, контракт, заключенный в
случае перевода работника, с его согласия, на другую работу.
И первый, и второй вид нового
контракта согласно ч. 2 п. 11 заключается на срок не менее одного
года. В данном случае годичный минимум обязателен для нанимателя и работника,
если они договорились о заключении нового контракта, и не может уменьшаться даже
по соглашению сторон контракта. Таким образом, применено общее правило,
относящееся к заключению контрактов при приеме на работу и при переходе с
трудового договора на неопределенный срок на контракт.
Ранее заключение нового
контракта после истечения максимального срока прежнего в соответствующих
нормативных актах Правительства и на практике называлось перезаключением
контракта. Считаем, что понятия «новый контракт» и «перезаключение контракта» в
данном случае по сути равнозначны. Иначе говоря, термин «новый контракт»
употреблен в смысле «перезаключенный контракт».
Дело в том, что истечение
максимального срока контракта при условии заключения нового не влечет
прекращения прежних и возникновения новых трудовых отношений между работником и
нанимателем. Работник не увольняется с работы и принимается на работу вновь,
т.е. не происходит прекращения и заключения контракта (как и трудового
договора). Новый контракт не выполняет функцию основания возникновения трудовых
отношений. Его заключение — это продолжение прежних трудовых отношений на новый
срок. Термин «новый» не применим и к контракту, который заключается при приеме
на работу.
Таким образом, к процедуре
заключения нового контракта после истечения максимального срока прежнего в
большей мере подходит термин «перезаключение».
В Указе № 392 контракт
признается новым также в случае перевода работника, с которым он заключен, на
другую работу по договоренности сторон. Даже если в понятие «новый контракт»
вкладывать смысл перезаключенного контракта, то, полагаем, и в таком случае нет
основания для признания его новым только потому, что работник переведен на
другую работу. Перевод означает изменение одного основного условия контракта
(как и трудового договора) — трудовой функции работника. Трудовые
правоотношения, возникшие из контракта, заключенного до перевода, как и стороны
его, остаются прежними. Это значит, что соглашение о работе по контракту между
прежними его сторонами остается в силе и в связи с переводом наниматель и
работник не нуждаются в заключении нового контракта. Перевод работника — это
изменение соглашения, в данном случае — контракта (как и трудового договора), а
не прекращение его. Этот аргумент подтверждает гл. 3 ТК «Изменение трудового
договора», в которой в соответствии со структурой Трудового кодекса помещена
ст. 30, регулирующая переводы. Это подтверждает также п. 14 постановления
Пленума № 2, в соответствии с которым при переводе на другую постоянную работу у
того же нанимателя с работником заключается трудовой договор с соблюдением
требований ст. 18 и 19 ТК либо вносятся соответствующие изменения в ранее
заключенный трудовой договор.
Полагаем, сам термин «новый
контракт» в ситуации перевода работника на другую работу повлечет ряд правовых
проблем, например, что считать началом рабочего года для возникновения права на
трудовые отпуска. Конечно, началом рабочего года придется считать день
заключения предыдущего контракта, а рабочий год после заключения нового
контракта не может быть первым с применением ограничителей, установленных ст.
166 ТК. В непрерывный стаж надо будет включать период работы по предшествующему
контракту. Сложность появится с исчислением среднего заработка. В противном
случае при переводе на нижеоплачиваемую работу у работника средний заработок
уменьшится.
Потребуются значительные
временные и материальные затраты для оформления нового контракта. На практике
при переводе работника на другую работу у того же нанимателя применяется
заключение дополнительного письменного соглашения сторон к действующему
контракту (трудовому договору, в том числе срочному).
Мы считаем, необходимо дать
толкование ч. 2 п. 11 Указа № 392, указав, что новый контракт— это
перезаключенный контракт (в двух его видах), поэтому трудовые отношения с
работником в новом контракте считаются продолженными с учетом изменений,
внесенных в новый контракт.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (58), ноябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.