№ 2, февраль 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

ТРИЗ покоряет «Форд»

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Материал подготовил Валерий Кичкаев

Новая страница 1

Валерий Кичкаев: Ларри, как произошло ваше знакомство с ТРИЗ?

Ларри Смит: О ТРИЗ мне рассказал мой приятель. Как-то раз в ресторане он познакомил меня с Юджином Ривеном (Eugene Riven), профессором в области механики. Во время разговора я узнал, что Юджин преподает ТРИЗ вместе с Игорем Верткиным (Igor Vertkin) и Виктором Феем (Victor Fey)  в Университете Вэйна в Детройте (Wayne State University in Detroit). Я заинтересовался и вскоре посетил лекцию Виктора Фея. Лекция произвела на меня впечатление, и я пригласил Верткина и Фея поработать с двумя командами специалистов в компании «Форд». Как раз тогда перед нами стояло несколько проблем, и я подумал, что можно попробовать найти их решение при помощи ТРИЗ. Так было положено начало ТРИЗ в компании «Форд».

 

В.К.: То есть можно говорить, что появление ТРИЗ в компании, по большому счету, ваша заслуга?

Л.С.: Я бы не стал ставить в заслугу только себе появление ТРИЗ в компании «Форд». Было несколько человек, кто проявил интерес к ТРИЗ в то время, среди них Эд Сикафус (Ed Sickafus). Его заинтересовала версия ТРИЗ под названием SIT (Structured Inventive Thinking)[1]. Можно также отметить интерес со стороны некоторых представителей «Форда» к таким специалистам по ТРИЗ как Борис Злотин и Алла Зусман, которые обучали ТРИЗ-методам в Детройте.

 

В.К.: В чем, по вашему мнению, главная ценность ТРИЗ?

Л.С.: Главное, что ТРИЗ раскрепощает мышление человека (на английском языке это называется  out of the box thinking), что в свою очередь позволяет находить эффективные способы решения проблемы. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи системно и на доказательной основе. Но не все так просто на практике, если говорить о ТРИЗ в компании «Форд». Среди негативных моментов — не всегда достаточная поддержка со стороны менеджмента, особенно в вопросах проведения тренингов и программного обеспечения. Чтобы эффективно научиться пользоваться ТРИЗ, необходимо время, которого всегда не хватает. Определенные проблемы есть во включении в процесс сотрудников.

 

В.К.: Вы пытались каким-либо образом систематизировать типичные препятствия использования ТРИЗ в компании «Форд»? Возможно, есть ряд психологических проблем.

Л.С.: Вообще, можно выделить три направления, которые создают препятствия на пути эффективного использования ТРИЗ: коммуникационное, психологическое и оценочное. Коммуникационные ограничения касаются источников информации (литература по ТРИЗ на английском языке оставляет желать лучшего, особенно для менеджеров), тренингов (следует признать, что тренинги по ТРИЗ пока еще не столь хороши, как тренинги в других областях), опыта (ТРИЗ и программное обеспечение могут эффективно использоваться только с экспертами). Психологические ограничения: кредит доверия (некоторые сотрудники считают, что раз они решают ту или иную проблему, то вправе получить неограниченный кредит доверия), гордость («мы знатоки по многим проблемам и своими силами способны решить проблему»), забывчивость (память некоторых сотрудников столь коротка, что они забывают о тех временах, когда ТРИЗ помогала им в решении проблем). Оценочные препятствия: недостаток правополушарного мышления (инженеры ориентированы на логику, соответственно активизировано левополушарное мышление, что затрудняет решение творческих задач), второстепенность (сотрудники при решении проблем очень часто опираются на свой опыт, что в определенной степени мешает им творчески подходить к решению задач), тонкость (решение творческих задач требует глубокого проникновения в проблему, что не всегда воспринимается адекватно окружением).

 

В.К.: Расскажите, пожалуйста, о первом случае использования ТРИЗ в компании «Форд». Насколько мне известно, перед специалистами тогда стояла задача по снижению вибрации в модели Ford Escort.

Л.С.: Решение проблемы было поручено одной из команд, которая прошла обучение у Верткина, Ривена и Виджэя Типниса (Vijay Tipnis) в 1993 году. В жаркие дни при включенном кондиционере в салоне автомобиля модели Ford Escort водители за рулем начинали чувствовать вибрацию. При помощи ТРИЗ было найдено решение, заключающееся в том, чтобы гасить вибрацию при помощи подушек безопасности, которые в то время не устанавливались в моделях этого класса.

 

В.К.: Какие еще проблемы удалось решить в компании при помощи ТРИЗ?

Л.С.: ТРИЗ использовалась для усовершенствования системы вентиляции и каталитических конверторов выхлопных газов на различных моделях «форд». Были решены проблемы с трансмиссией и блоками управления в дизельных двигателях. Благодаря ТРИЗ стало возможным появление в компании такой известной методологии как Six Sigma. Ну а если вообще подвести итог, то я скажу, что в эволюции автомобилей «форд» за последние десять лет, большая заслуга ТРИЗ.

 

В.К.: На Западе в основном говорят об использовании ТРИЗ в технических областях. Но известно, что ТРИЗ можно использовать и в решении вопросов корпоративной стратегии, управления человеческими ресурсами, маркетинга. У вас был подобный опыт использования ТРИЗ?

Л.С.: Да. В этом, кстати говоря, заключается большое преимущество ТРИЗ, поскольку ее, в отличие от некоторых других инструментов, можно использовать в нетехнических областях. Вместе с Борисом Злотиным и Аллой Зусман мы использовали ТРИЗ для развития корпоративной стратегии компании «Форд». В одном из номеров журнала The TRIZ Journal мы подробно рассказали об этом.

 

В.К.: С вашим уходом из компании ТРИЗ по-прежнему востребована?

Л.С.: Мне грустно было оставлять компанию, но я надеюсь, что ТРИЗ сохранит в компании свои сильные позиции.

 

В.К.: В том, что Институт Альтшуллера расположен в США, а не в России или Беларуси, нет ничего странного?

Л.С.: Нет, ничего странного в этом я не вижу. В России находится Международная ассоциация ТРИЗ, которая, на мой взгляд, эффективно и активно сотрудничает со многими ТРИЗ-ассоциациями и организациями по всему миру. Некоторые, кстати, обязаны своим возникновением именно постсоветским тризовцам. Это справедливо и по отношению к Институту Альтшуллера, который сотрудничает с тризовцами из России и Беларуси.

 

В.К.: Расскажите немного о том, чем занимается Институт Альтшуллера.

Л.С.: Институт Альтшуллера — это некоммерческая организация. Без преувеличения, мы являемся координационным центром мирового ТРИЗ-движения. Главная задача — популяризация ТРИЗ во всем мире.

 

В.К.: И как вы решаете эту задачу?

Л.С.: Мы проводим обучение ТРИЗ в рамках семинаров и различных курсов, переводим на английский язык и издаем книги, журналы, буклеты, распространяем видеоматериалы. Подобным образом создается целая библиотека. Мы проводим ежегодные международные конференции. Последняя конференция состоялась осенью 2004 года в Сиэтле (штат Вашингтон, США). В общем, используем все возможные каналы распространения информация.

 

В.К.: Фамилия советского ученого в названии института — это дань уважения человеку, который сформулировал принципы и философию ТРИЗ? 

Л.С.: Безусловно, мы признаем главную роль Генриха Альтшуллера в создании ТРИЗ. Мы перевили на английский язык, многие его книги.

 

В.К.: После ухода из компании «Форд» вы стали работать в Juran Institute[2]. Ваша новая работа по-прежнему связана с ТРИЗ?

Л.С.: Безусловно. Мое самое большое желание — это интегрировать ТРИЗ во все направления деятельности этой организации. Я глубоко убежден, что ТРИЗ может очень здорово помочь нашим клиентам.

 


 


[1] Structured Inventive Thinking (SIT) — метод, разработанный специалистами Израильского открытого университета (Open University of Israel), основная суть которого упрощение модели решения творческих задач, предложенной Генрихом Альтшуллером, в связи с нехваткой времени для обучения сотрудников. В Израиле свыше  3 тыс. инженеров прошли обучение в соответствии с этим методом. В компании «Форд», SIT появился в 1995 г.

 

[2] Juran Institute  (Иститут Джурана) — образован в 1979 г. Джозефом Джураном (Joseph Juran), которого многие считаю отцом менеджмента по качеству.  

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (49), февраль 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.