Новая страница 1
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2004 г. №
1341 «О внесении дополнений в некоторые постановления Совета Министров
Республики Беларусь по вопросам заключения контрактов» были внесены дополнения в
Положение о порядке и условиях заключения контрактов с научными работниками1,
Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с
работниками2, а также Положение о порядке и условиях заключения контрактов с
государственными служащими3. В п. 5 постановления содержится указание
руководителям республиканских органов государственного управления, иных
государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь,
другим нанимателям в шестимесячный срок привести заключенные с работниками
контракты в соответствие с данным постановлением.
Постановление вступило в силу со дня официального опубликования (п. 6). Дата
официального опубликования постановления — 4 ноября 2004 г. (газета
«Рэспубліка» (приложение «Рэспубліка дзелавая»), Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь). Следовательно, постановление вступило в силу с 5
ноября 2004 г. Шестимесячный срок, в течение которого ранее заключенные
контракты должны быть приведены в соответствие с постановлением Правительства
Республики Беларусь, истекает 4 мая 2005 г.
В
вышеназванные положения внесены одинаковые изменения. Рассмотрим эти изменения
на примере Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с
работниками.
Положение
дополнено п. 31 следующего содержания: Обсуждение содержания контракта
работника — члена профсоюза производится с участием представителя
соответствующего профсоюза.
Приведенная новелла может применяться на практике в трех случаях:
когда с
работником был заключен трудовой договор на неопределенный срок, но у нанимателя
возникла необходимость в изменении работнику существенных условий труда,
вызванных обоснованными производственными, организационными или экономическими
причинами, и переводе его в связи с этим на контрактную форму найма;
при
перезаключении контракта;
при приеме
работника на работу.
Поскольку
обязанность по составлению проекта контракта лежит на нанимателе, он должен
поставить в известность о времени обсуждения содержания контракта не только
самого работника, с которым предполагается заключить контракт, но и профсоюзную
организацию, членом которой является данный работник.
Согласно
п. 31 Положения обсуждение содержания контракта производится с участием
представителя соответствующего профсоюза. Следовательно, член профсоюза,
выступающий в качестве представителя, должен быть надлежащим образом
уполномочен своей организацией на участие в обсуждении содержания контракта.
В связи с
дополнениями п. 31 возникают вопросы, касающиеся:
процедуры
оформления участия представителя соответствующего профсоюза в обсуждении;
последствий неизвещения нанимателем соответствующего профсоюза о предстоящем
обсуждении;
последствий неучастия представителя соответствующего профсоюза в обсуждении,
если он был извещен об этом надлежащим образом;
последствий несогласия представителя соответствующего профсоюза с содержанием
контракта;
возможной
защиты прав и законных интересов работника, переводимого на контрактную форму
найма, не являющегося членом профсоюзной организации.
Уведомляться должен соответствующий профсоюз в лице органа профсоюзной
организации, действующего у нанимателя согласно уставу данного профсоюза, —
профсоюзный комитет (профком). Поскольку профком является коллегиальным
органом, то его решение об участии представителя в предстоящем обсуждении
должно быть принято на заседании в правомочном составе с соблюдением принятой
процедуры голосования.
Полагаем,
вопрос о наиболее существенных условиях контрактов с работниками может быть
предметом специального рассмотрения на заседании профкома.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (51), апрель 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.