Новая страница 1
Трудовой договор может быть прекращен по обстоятельствам, не зависящим от
воли сторон. К таким основаниям Трудовой кодекс Республики Беларусь относит:
призыв
работника на воинскую службу;
восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
нарушение установленных правил приема на работу;
неизбрание на должность (в том числе по конкурсу);
вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к
наказанию, исключающему продолжение работы;
смерть
работника или признание его судом умершим или безвестно отсутствующим.
Остановимся на некоторых из них более подробно.
ПРИЗЫВ РАБОТНИКА
НА
ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ
Призыв
на воинскую службу осуществляется в соответствии с Законом Республики
Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (в
редакции Закона от 22 июля 2003 г.).
Согласно ст. 30 данного Закона призыву на военную службу, службу в резерве
подлежат:
на
срочную военную службу, службу в резерве — граждане мужского пола в
возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском
учете и не состоящие в запасе;
на
военную службу офицеров по призыву — граждане мужского пола в возрасте до
27 лет, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на
военных кафедрах или факультетах гражданских учреждений, обеспечивающих
получение высшего и среднего специального образования, сдавшие
государственные выпускные экзамены и зачисленные в запас с присвоением
воинского звания офицера.
Призыв
на срочную военную службу, службу в резерве, призыв на военную службу
граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера,
проводится в сроки, установленные указом Президента Республики Беларусь.
Руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от формы
собственности и условий хозяйствования обязаны освободить призывников от
работы на время, необходимое для проведения призыва, отозвать их из
командировок и обеспечить своевременное прибытие призывников на призывной
пункт.
На
добровольную военную службу по контракту могут поступать и быть приняты
граждане, отвечающие установленным требованиям военной службы.
Если
до призыва или поступления на воинскую службу гражданин работал, то он
подлежит увольнению по п. 1 ст. 44 ТК.
В
указанном случае инициатором увольнения выступает орган, не являющийся
стороной трудового договора, — военный комиссариат. Его предписания являются
обязательными как для работника, так и для нанимателя.
Формулировка основания увольнения, указанная в п. 1 ст. 44 ТК, указывает
только призыв на воинскую службу. Однако по данному основанию увольнению
подлежат как работники, призываемые на срочную военную службу, так и
работники, добровольно поступающие на военную службу на основании контракта,
а также поступившие в военные учебные заведения. Такой вывод позволяет
сделать анализ ст. 44, 294, 295, 301, 302 ТК. Статьи 294 и 301 ТК
предусматривают возможность увольнения временных и сезонных работников по
ст. 44 ТК, а ст. 295 и 302 ТК, определяя размер выходного пособия,
указывают, что в случае увольнения временных и сезонных работников в связи
с призывом или поступлением на воинскую службу выходное пособие
выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка.
В то
же время призыв работника на военные сборы не прекращает трудового договора.
Для
увольнения по п. 1 ст. 44 ТК работник представляет нанимателю повестку
военкомата, копию заключенного контракта о службе в Вооруженных Силах
Республики Беларусь или сообщение о зачислении в военное учебное заведение
и заявление об увольнении по данному основанию. При увольнении по п. 1 ст.
44 ТК работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее
двухнедельного среднего заработка. Размер выходного пособия может быть
увеличен на основании коллективного договора.
Увольнение работника производится в срок, указанный в его заявлении.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ НА РАБОТЕ РАБОТНИКА,
РАНЕЕ ВЫПОЛНЯВШЕГО ЭТУ РАБОТУ
Прекращение трудового договора по этому основанию допускается в случае, если
работник, ранее выполнявший эту работу:
восстановлен на прежней работе по решению суда либо самим нанимателем
(например, по протесту прокурора или на основании предписания
государственного инспектора труда);
был
незаконно осужден или привлечен к уголовной ответственности и потребовал
восстановления его на работе в течение трех месяцев с момента вступления в
силу оправдательного приговора или постановления о прекращении уголовного
дела за отсутствием события или состава преступления или за недоказанностью
участия в преступлении.
По
действующему законодательству на работников, уволенных по п. 2 ст. 44 ТК, не
распространяются гарантии, предусмотренные при увольнении работника по
инициативе нанимателя, в частности обязанность нанимателя принять меры к
трудоустройству увольняемого работника. Поскольку в данном случае
отсутствует вина увольняемого работника, мы рекомендуем нанимателю, при
наличии возможности, принимать меры к переводу работника, подлежащего
увольнению, на другую работу. Следует отметить, что в соответствии со ст.
83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора с
работником в связи с восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту
работу, по решению государственной инспекции труда или суда допускается,
если невозможно перевести работника, с его согласия, на другую работу.
При
увольнении по указанному основанию работнику выплачивается выходное пособие
в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
Увольнение по рассматриваемому основанию не применяется при соблюдении
гарантий выборных работников, поскольку за этими лицами сохраняется право на
прежнюю или равноценную работу (ст. 100 ТК).
Нельзя
также уволить по данному основанию работника, принятого на должность
(работу), которую занимало лицо, призванное на военную службу, но
впоследствии освобожденное от прохождения службы и возвратившееся на работу
в ту же организацию.
НЕИЗБРАНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ
(В ТОМ
ЧИСЛЕ ПО КОНКУРСУ)
Трудовой
кодекс предусматривает, что в случаях, предусмотренных Кодексом и иным
законодательством о труде, заключению трудового договора могут предшествовать
проведение конкурса, избрание на должность и иные мероприятия, позволяющие
определить профессиональную пригодность претендующего на соответствующую
работу, должность (ст. 24).
Возможность проведения дополнительных процедур, предшествующих заключению
трудового договора, установлена Трудовым кодексом в отношении руководителей
организации. Частью 2 ст. 254 ТК предусмотрено право собственника имущества
организации или уполномоченного им органа устанавливать в учредительных
документах организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора
с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на
должность).
Как
следует из формулировки ст. 254 ТК, установление дополнительных процедур,
предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации,
является правом, а не обязанностью собственника имущества или уполномоченного им
органа. Условие о проведении конкурса или других процедур должно быть
предусмотрено в учредительных документах организации — уставе, учредительном
договоре. Следует отметить, что на практике ч. 2 ст. 254 ТК практически не
применяется. Руководители организаций назначаются на должность собственником
имущества или уполномоченным органом по своему усмотрению.
Проведение
конкурса как обязательного условия заключения трудового договора предусмотрено
некоторыми другими нормативными правовыми актами.
В
обязательном порядке должен проводиться конкурс на замещение должностей
профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Такая норма
предусмотрена в приказе Министерства образования и науки Республики Беларусь от
15 февраля
1996 г. № 58 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей
профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях Республики
Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями.
Проведение
конкурса предусмотрено и для замещения должностей научных работников. В
соответствии со ст. 15 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. «О
научной деятельности» с изменениями, внесенными Законом от 31 декабря 1997 г.,
прием научных работников на работу осуществляется на основании срочного
трудового договора после прохождения конкурса на замещение должности научного
работника и на основании трудового договора (контракта) без прохождения
конкурса. Порядок и условия проведения конкурса регулируются Положением о
порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности научного
работника, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
3 апреля 1998 г. № 536.
Пунктом
2.32 Положения о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского
состава в высших учебных заведениях Республики Беларусь предусмотрено, что
лица, не избранные по конкурсу на должность, которую они ранее занимали, а также
те, кто не подал заявление на участие в конкурсе, освобождаются от работы в
высшем учебном заведении в связи с окончанием срока избрания.
В связи с
введением в действие Трудового кодекса данная норма Положения не согласуется с
п. 4 ст. 44 ТК. Согласно данному пункту трудовой договор подлежит прекращению в
связи с неизбранием на должность (в том числе по конкурсу).
На наш
взгляд, должны наступать различные правовые последствия в следующих ситуациях:
лицо,
занимавшее должность, которая замещается по конкурсу, по истечении срока
избрания подало заявление на участие в конкурсе, но не было избрано;
лицо,
занимавшее должность, которая замещается по конкурсу, по истечении срока
избрания не подавало заявление на участие в конкурсе.
В первом
случае трудовой договор, полагаем, следует расторгать по п. 4 ст. 44 ТК (неизбрание
на должность (в том числе по конкурсу)), а во втором случае — по п. 2 ст. 35 ТК
(истечение срока трудового договора).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (51), апрель 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.