№ 4, апрель 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Инсентив. Когда приятное совмещается с полезным

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Новая страница 1

«Секреты управления персоналом»: Светлана в нашей стране пока далеко не все знают, что такое инсентив. Поэтому логично, что первый вопрос о том, что обозначает это слово?

Светлана Аристова: Инсентив (английское incentive — «побуждение») — один из самых эффективных способов поощрить своих клиентов, сотрудников, дистрибьюторов, дилеров за работу, возможность еще раз напомнить им об их профессионализме и надежности. Проверено, что совместный отдых коллег и партнеров помогает эффективнее найти общие интересы и решить проблемы.

 

«СУП»: Что отличает инсентив от традиционных способов мотивации?

С.А.: Традиционные способы мотивации, которые применялись в последнее время, в основном материальные. Среди нематериальных на ум приходят разве что благодарственные письма или грамоты, доски почета и записи в трудовую книжку. Главное отличие инсентива в том, что это тот самый случай, когда приятное совмещается с полезным.

 

«СУП»: Сейчас нематериальные средства мотивации, которые вы перечислили, вызывают скорее улыбку.

С.А.: Вот именно. На их место и пришел инсентив, особенность которого еще и в том, что это коллективное поощрение, которое, как показывает практика, очень эффективно влияет на дальнейшее развитие компании.

 

«СУП»: Какие обычно цели ставятся в рамках инсентив-программы?

С.А.: Помимо обычного поощрения сотрудников, инсентив — это еще и сплочение коллектива, его командного духа, а соответственно и умножение усилий, направленных на достижение поставленных бизнес-целей. «Один в поле не воин» — старая истина, четко отражающая день сегодняшний.

 

«СУП»: Какие инсентив-программы считаются наиболее популярными?

С.А.: Как показывает практика, самый эффективный инсентив — это инсентив-туры. К примеру, в США ежегодно тратится около 25 миллиардов долларов на инсентив-программы, из них более 10 миллиардов — на инсентив-туры.

Как правило, практикуют два вида инсентив-туров: индивидуальные туры (чаще всего ими награждают сотрудников, реже партнеров компании), корпоративные туры (обычно под ними подразумеваются туры, ориентированные на сплочение коллектива, то есть командообразование).

Есть как выездные инсентив-туры, так и проводимые непосредственно в офисе компании. Выездные туры, в свою очередь, могут быть связаны с выездом за рубеж или проводиться в своей стране и даже в своем городе: в ресторанах, барах, боулингах и прочих развлекательных заведениях города или же на природе.

Если же мероприятие планируется провести в собственных стенах, то здесь также можно задействовать и шоу-программы, и конкурсы, и ресторанное обслуживание (кейтеринг).

 

«СУП»: В чем, на ваш взгляд, особенность организации инсентив-программ?

С.А.: Инсентив-программа — это сложнейшая схема по строению, содержанию и исполнению сценария, которая не терпит сбоя и не состыковки пожеланий заказчика. Даже в ходе разработки сценария, подготовки и оформления программы могут быть изменения или дополнения со стороны клиента. Поэтому мы, безусловно, плотно работаем с заказчиком. Зачастую в программу поощрения требуется включить и деловые мероприятия, так называемый комбинированный инсентив.

Особенность организации инсентив-программ также состоит в том, что, с одной стороны они ориентированы на корпоративных заказчиков, а с другой — задача организатора инсентив-программы заинтересовать в мероприятии каждого участника, дать возможность раскрыться тем качествам, которые мы зачастую прячем на своем рабочем месте. Мы много говорим о команде, но все же элемент коллектива — человек.

 

«СУП»: Какие компании в основном являются потребителями инсентива в России?

С.А.: Думаю, что не очень этично было бы называть компании, которым мы предлагаем свои услуги в сфере инсентива. Да и группировать их пока что не имеет смысла, поскольку представлены различные сферы — информационные технологии, финансы, логистика, строительство, фармацевтика и другие. По запросу клиента мы также можем предложить программы бизнес-семинаров для специалистов определенной отрасли.

 

«СУП»: Чего в инсентиве больше — отдыха или работы?

С.А.: Все зависит от целей. И потом, существуют различные форматы. Например, наша компания практикует выездные семинары, конференции, дилерские школы и так далее. Данный формат используется для обучения партнеров, представления новых продуктов, общения и сплочения партнеров вокруг компании-организатора тура.

Необходимо отметить, что инсентив — это неотъемлемая часть MICE-индустрии. Наша компания, как и некоторые другие, предлагает полный комплекс услуг по организации корпоративных мероприятий.

 

«СУП»: Что включает этот комплекс?

С.А.: Организацию конгрессов, конференций, пресс-конференций и симпозиумов, деловых встреч и переговоров, корпоративных мероприятий, включая инсентив-туры, семинаров и тренингов для специалистов различных отраслей, в том числе выездных, обслуживания делегаций, презентаций и юбилейных торжеств.

 

«СУП»: На Западе инсентив входит в систему MICE-индустрии, а это самостоятельная сфера бизнеса, отдельная от туристского бизнеса. Какова ситуация в России?

С.А.: Инсентив отличается от туризма тем, что не стоит на потоке, здесь нет, что называется, набитой руки в оформлении программы. Это всегда индивидуальные, даже эксклюзивные программы. Каждая программа разрабатывается в соответствии с пожеланиями заказчика, а как известно, сколько людей — столько и мнений. Ни одна инсентив-программа не похожа и не может быть похожа на другую ни по сценарию, ни по проведению.

Следует отметить, что корпоративные события можно разделить на те, которые географически организовываются в том месте, где расположена компания-заказчик или недалеко от этого места, и те, которые организуются в другом городе или вообще за рубежом. В первом случае обслуживанием занимаются компании, специализирующиеся на событийном менеджменте, на организации банкетов и различных приемов, аренде оборудования и залов. Если же заказчик хочет провести мероприятие далеко за пределами нашего города, то, как правило, данную работу берут на себя туристские фирмы (это связано с тем, что у них, как правило, хорошо налажены договорные отношения с пансионатами, отелями, компаниями-перевозчиками и так далее). В этом случае туризм и событийный менеджмент объединяются, что порой ставит крест на творческом подходе к решению вопроса, гибкости в решении поставленных задач и оригинальность в исполнении превращает в налаженную механическую, монотонную машину, которая преобразовывает все мероприятия в братьев-близнецов.

 

«СУП»: И как с этим бороться?

С.А.: Я считаю, что оказанием подобных услуг должны заниматься исключительно профессионалы. За рубежом такие фирмы называются Рrofessional conference organiser[1], или событийные менеджеры (event managers, event agencies). Они являются  непременным атрибутом европейского и американского рынков корпоративных событий и инсентив-путешествий.

 

«СУП»: Чем примечательна их работа?

С.А.: Они работают «под ключ», то есть готовы обслужить заказчика независимо от его запроса по месту проведения мероприятия или содержания программы. К сожалению, подобных компаний в нашей стране пока мало.

 

«СУП»: Но ваша компания одна из немногих.

С.А.: Во всяком случае, мы к этому стремимся. В отличие от многочисленных российских компаний, которые предоставляют услуги по одному из направлений, мы не зацикливаемся на оттачивании уже известных методов работы, а находимся в постоянном поиске дополнений, новшеств, что дает возможность предоставлять  выбор потребителям. Наши услуги — это разнообразие, творчество, искусство, если хотите. Мы объединяем все элементы MICE-индустрии и являемся многопрофильным агентством с полным набором услуг событийного менеджмента.

 

«СУП»: Как вы пришли к тому, что занялись событийным бизнесом?

С.А.: Спрос рождает предложение. Бизнес становится менее агрессивным, принимает оттенок индивидуальности. Формы работы становятся более цивилизованными. Развивается достойное отношение и к потребителям и персоналу. В общем, наблюдаются качественные изменения в бизнесе. Появление таких компаний как наша, — реакция на эти тенденции.

С одной стороны в своей структуре наша компания объединяет специалистов по креативной части инсентива, операторов транспортного отдела, организаторов туристского обслуживания, менеджеров по бронированию и размещению в отелях и профессионалов по  предоставлению экскурсионных услуг.

С другой стороны мы имеем четкие налаженные отношения, зачастую межличностные коммуникации с владельцами как традиционных, так и нестандартных площадок для проведения эффективных мероприятий. Это библиотеки, залы для конференций и семинаров в стенах бизнес-центров, музеев, театров, ресторанов, и выставочных комплексов, и, естественно в гостиницах, пансионатах или же просто, например, на территории пляжа или горнолыжных домах отдыха в соответствующее время года.

Мы берем на себя полное осуществление программы и делаем все необходимое, чтобы гарантировать ее успех. На сегодняшний день компания «ИНСЕНТИВ ГРУП ИННА ТРЕВЕЛ» имеет устойчивую репутацию, которой мы очень дорожим.

 

«СУП»: Что, на ваш взгляд, сдерживает рост рынка MICE-индустрии?

С.А.: К сожалению, отечественный рынок испытывает достаточно острый дефицит и не изобилует профессиональными конгрессными центрами. Нет комплексных предложений, соответствующей инфраструктуры и зачастую квалифицированного персонала, хотя радует, что в последнее время наблюдается стремление к повышению качества услуг. Увы, далеко немногие отели могут предоставить трансформируемые залы с эргономичной мебелью, что ставило бы их в более выигрышное положение на рынке. Сегодня спрос опережает предложение. Однако требования современности многих подталкивает на переоборудование и развитие. Это очень приятно.

 

«СУП»: Для того чтобы сотрудничество было успешным, помимо профессионализма компании, предлагающего услугу, должен быть профессиональный подход и со стороны компании-заказчика. С кем из представителей компании приходится договариваться? Появились ли в компаниях внутренние специалисты, которые способны внятно общаться с вами?

С.А.: Очень часто от имени компании действуют секретари, офис-менеджеры или назначенные на время менеджеры, занимающие совершенно не соответствующие данной работе должности. Они заказывают залы для проведения своих мероприятий (семинары, конференции, другие мероприятия) согласовывают с нами программу проведения мероприятий, пытаются тщательно отслеживать подписание договоров, необходимых бухгалтерских документов и следят за прочими манипуляциями, необходимыми для того, чтобы запрошенное мероприятие прошло в нужном русле. К сожалению, профессионализм этих людей оставляет желать лучшего, поэтому нам приходится многое  объяснять, порой по нескольку раз. И мы объясняем, потому что это наш заказчик. Впрочем заказчик и не обязан знать все тонкости работы. Для этого есть мы, event-компании.

 

«СУП»: Почему не хватает профессионалов?

С.А.: Непрофессиональный подход со стороны компании-заказчика обычно связан с тем, что многие компании не так часто проводят мероприятия. В этом случае содержать целый штат или даже одного человека, event-менеджера, — просто нерентабельно. Что касается таких компаний как наша, то их, как правило, немного, поэтому мы не можем принять много специалистов.

Впрочем, на рынке происходят изменения. Профессиональный подход к организации каких-либо мероприятий  во многих компаниях набирает обороты. Все больше уделяется внимания  организации целых отделов или как минимум назначению лиц ответственных за организацию мероприятий. И это не зависит от бренда и величины компании, а от ее  заинтересованности в успешности своего бизнеса.

 

«СУП»: Кстати, а где вы находите профессионалов?

С.А.: Безусловно, можно пригласить специалиста со стороны. В этом случае о его профессионализме можно узнать в рамках испытательного срока. Но это влечет за собой временные и финансовые потери. Более эффективно, как показывает практика, растить, воспитывать свои кадры. Это наиболее продуктивный  подход. Во-первых, сотрудник, уже работающий в вашей компании, знает тонкости деятельности компании. Во-вторых, можно делать кадровые перемещения, развивая заинтересованность и таланты других сотрудников. В-третьих, это прекрасная возможность окружить себя как руководителя эффективно развитыми сотрудниками, не теряя времени на объяснение постановки задачи для реализации бизнес-стратегии.

 

«СУП»: Что вы можете сказать о популярности и перспективах инсентива в России?

С.А.: На мой взгляд, инсентив имеет огромные перспективы и будет развиваться крайне динамично. Например, вселяет оптимизм тот факт, что за последнее время реконструировано много отелей, в которых есть конгресс-центры со всем необходимым оборудованием.

Все больший интерес появляется у иностранных компаний к сотрудничеству с российским бизнесом, что привлекает в страну прежде всего деловых туристов.

 


 

[1] Рrofessional conference organiser (профессиональный организатор конференции) — компания, исполняющая все функции организатора.  Существуют также Destination management company, выполняющие отдельные функции в общем процессе организации мероприятия, в основном сводящиеся к туристской логистике встречи.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (51), апрель 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.