Новая страница 1
«Секреты управления
персоналом»: Светлана в нашей стране пока далеко не все знают, что такое
инсентив. Поэтому логично, что первый вопрос о том, что обозначает это слово?
Светлана Аристова:
Инсентив (английское incentive — «побуждение») — один из самых эффективных
способов поощрить своих клиентов, сотрудников, дистрибьюторов, дилеров за
работу, возможность еще раз напомнить им об их профессионализме и надежности.
Проверено, что совместный отдых коллег и партнеров помогает эффективнее найти
общие интересы и решить проблемы.
«СУП»: Что отличает инсентив от традиционных способов
мотивации?
С.А.:
Традиционные способы мотивации, которые применялись в последнее время, в
основном материальные. Среди нематериальных на ум приходят разве что
благодарственные письма или грамоты, доски почета и записи в трудовую книжку.
Главное отличие инсентива в том, что это тот самый случай, когда приятное
совмещается с полезным.
«СУП»: Сейчас нематериальные средства мотивации,
которые вы перечислили, вызывают скорее улыбку.
С.А.:
Вот именно. На их место и пришел инсентив, особенность которого еще и в том, что
это коллективное поощрение, которое, как показывает практика, очень эффективно
влияет на дальнейшее развитие компании.
«СУП»: Какие обычно цели
ставятся в рамках инсентив-программы?
С.А.:
Помимо обычного поощрения сотрудников, инсентив — это еще и сплочение
коллектива, его командного духа, а соответственно и умножение усилий,
направленных на достижение поставленных бизнес-целей. «Один в поле не воин» —
старая истина, четко отражающая день сегодняшний.
«СУП»: Какие инсентив-программы
считаются наиболее популярными?
С.А.:
Как показывает практика, самый эффективный инсентив — это инсентив-туры. К
примеру, в США ежегодно тратится около 25 миллиардов долларов на
инсентив-программы, из них более 10 миллиардов — на инсентив-туры.
Как правило, практикуют два
вида инсентив-туров: индивидуальные туры (чаще всего ими награждают
сотрудников, реже партнеров компании), корпоративные туры (обычно под
ними подразумеваются туры, ориентированные на сплочение коллектива, то есть
командообразование).
Есть как выездные
инсентив-туры, так и проводимые непосредственно в офисе компании. Выездные туры,
в свою очередь, могут быть связаны с выездом за рубеж или проводиться в своей
стране и даже в своем городе: в ресторанах, барах, боулингах и прочих
развлекательных заведениях города или же на природе.
Если же мероприятие планируется
провести в собственных стенах, то здесь также можно задействовать и
шоу-программы, и конкурсы, и ресторанное обслуживание (кейтеринг).
«СУП»: В
чем, на ваш взгляд, особенность организации инсентив-программ?
С.А.:
Инсентив-программа — это сложнейшая схема по строению,
содержанию и исполнению сценария, которая не терпит сбоя и не состыковки
пожеланий заказчика. Даже в ходе разработки сценария, подготовки и оформления
программы могут быть изменения или дополнения со стороны клиента. Поэтому мы,
безусловно, плотно работаем с заказчиком. Зачастую в программу поощрения
требуется включить и деловые мероприятия, так называемый комбинированный
инсентив.
Особенность организации инсентив-программ также состоит в том, что, с одной
стороны они ориентированы на корпоративных заказчиков, а с другой — задача
организатора инсентив-программы заинтересовать в мероприятии каждого участника,
дать возможность раскрыться тем качествам, которые мы зачастую прячем на своем
рабочем месте. Мы много говорим о команде, но все же элемент коллектива —
человек.
«СУП»: Какие компании в
основном являются потребителями инсентива в России?
С.А.:
Думаю, что не очень этично было бы называть компании, которым мы предлагаем свои
услуги в сфере инсентива. Да и группировать их пока что не имеет смысла,
поскольку представлены различные сферы — информационные технологии, финансы,
логистика, строительство, фармацевтика и другие. По запросу клиента мы также
можем предложить программы бизнес-семинаров для специалистов определенной
отрасли.
«СУП»: Чего в инсентиве больше
— отдыха или работы?
С.А.:
Все зависит от целей. И потом,
существуют различные форматы. Например, наша компания практикует выездные
семинары, конференции, дилерские школы и так далее. Данный формат используется
для обучения партнеров, представления новых продуктов, общения и сплочения
партнеров вокруг компании-организатора тура.
Необходимо отметить, что
инсентив — это неотъемлемая часть
MICE-индустрии. Наша компания, как и некоторые другие,
предлагает полный комплекс услуг по организации корпоративных мероприятий.
«СУП»: Что включает этот комплекс?
С.А.:
Организацию конгрессов, конференций, пресс-конференций и симпозиумов, деловых
встреч и переговоров, корпоративных мероприятий, включая инсентив-туры,
семинаров и тренингов для специалистов различных отраслей, в том числе выездных,
обслуживания делегаций, презентаций и юбилейных торжеств.
«СУП»: На Западе инсентив
входит в систему MICE-индустрии, а это самостоятельная сфера бизнеса, отдельная
от туристского бизнеса. Какова ситуация в России?
С.А.:
Инсентив отличается от туризма тем, что не стоит на потоке, здесь нет, что
называется, набитой руки в оформлении программы. Это всегда индивидуальные, даже
эксклюзивные программы. Каждая программа разрабатывается в соответствии с
пожеланиями заказчика, а как известно, сколько людей — столько и мнений. Ни одна
инсентив-программа не похожа и не может быть похожа на другую ни по сценарию, ни
по проведению.
Следует отметить, что
корпоративные события можно разделить на те, которые географически
организовываются в том месте, где расположена компания-заказчик или недалеко от
этого места, и те, которые организуются в другом городе или вообще за рубежом. В
первом случае обслуживанием занимаются компании, специализирующиеся на
событийном менеджменте, на организации банкетов и различных приемов, аренде
оборудования и залов. Если же заказчик хочет провести мероприятие далеко за
пределами нашего города, то, как правило, данную работу берут на себя туристские
фирмы (это связано с тем, что у них, как правило, хорошо налажены договорные
отношения с пансионатами, отелями, компаниями-перевозчиками и так далее). В этом
случае туризм и событийный менеджмент объединяются, что порой ставит крест на
творческом подходе к решению вопроса, гибкости в решении поставленных задач и
оригинальность в исполнении превращает в налаженную механическую, монотонную
машину, которая преобразовывает все мероприятия в братьев-близнецов.
«СУП»: И как с этим бороться?
С.А.:
Я считаю, что оказанием
подобных услуг должны заниматься исключительно профессионалы. За
рубежом
такие
фирмы
называются
Рrofessional
conference organiser,
или
событийные
менеджеры
(event managers, event agencies).
Они являются непременным атрибутом европейского и американского рынков
корпоративных событий и инсентив-путешествий.
«СУП»: Чем примечательна их
работа?
С.А.:
Они работают «под ключ», то
есть готовы обслужить заказчика независимо от его запроса по месту проведения
мероприятия или содержания программы. К сожалению, подобных компаний в нашей
стране пока мало.
«СУП»: Но ваша компания одна из
немногих.
С.А.:
Во всяком случае, мы к этому
стремимся. В отличие от многочисленных российских компаний, которые
предоставляют услуги по одному из направлений, мы не зацикливаемся на
оттачивании уже известных методов работы, а находимся в постоянном поиске
дополнений, новшеств, что дает возможность предоставлять выбор потребителям.
Наши услуги — это разнообразие, творчество, искусство, если хотите. Мы
объединяем все элементы MICE-индустрии и являемся многопрофильным агентством с
полным набором услуг событийного менеджмента.
«СУП»: Как вы пришли к тому,
что занялись событийным бизнесом?
С.А.:
Спрос рождает предложение. Бизнес становится менее агрессивным, принимает
оттенок индивидуальности. Формы работы становятся более цивилизованными.
Развивается достойное отношение и к потребителям и персоналу. В общем,
наблюдаются качественные изменения в бизнесе. Появление таких компаний как наша,
— реакция на эти тенденции.
С одной стороны в своей
структуре наша компания объединяет специалистов по креативной части инсентива,
операторов транспортного отдела, организаторов туристского обслуживания,
менеджеров по бронированию и размещению в отелях и профессионалов по
предоставлению экскурсионных услуг.
С другой стороны мы имеем
четкие налаженные отношения, зачастую межличностные коммуникации с владельцами
как традиционных, так и нестандартных площадок для проведения эффективных
мероприятий. Это библиотеки, залы для конференций и семинаров в стенах
бизнес-центров, музеев, театров, ресторанов, и выставочных комплексов, и,
естественно в гостиницах, пансионатах или же просто, например, на территории
пляжа или горнолыжных домах отдыха в соответствующее время года.
Мы берем на себя полное
осуществление программы и делаем все необходимое, чтобы гарантировать ее успех.
На сегодняшний день компания «ИНСЕНТИВ ГРУП ИННА ТРЕВЕЛ» имеет устойчивую
репутацию, которой мы очень дорожим.
«СУП»: Что, на ваш взгляд,
сдерживает рост рынка MICE-индустрии?
С.А.:
К сожалению, отечественный рынок испытывает достаточно острый дефицит и не
изобилует профессиональными конгрессными центрами. Нет комплексных предложений,
соответствующей инфраструктуры и зачастую квалифицированного персонала, хотя
радует, что в последнее время наблюдается стремление к повышению качества услуг.
Увы, далеко немногие отели могут предоставить трансформируемые залы с
эргономичной мебелью, что ставило бы их в более выигрышное положение на рынке.
Сегодня спрос опережает предложение. Однако требования современности многих
подталкивает на переоборудование и развитие. Это очень приятно.
«СУП»: Для того чтобы
сотрудничество было успешным, помимо профессионализма компании, предлагающего
услугу, должен быть профессиональный подход и со стороны компании-заказчика. С
кем из представителей компании приходится договариваться? Появились ли в
компаниях внутренние специалисты, которые способны внятно общаться с вами?
С.А.:
Очень часто от имени компании действуют секретари,
офис-менеджеры или назначенные на время менеджеры, занимающие совершенно не
соответствующие данной работе должности. Они заказывают залы для проведения
своих мероприятий (семинары, конференции, другие мероприятия) согласовывают с
нами программу проведения мероприятий, пытаются тщательно отслеживать подписание
договоров, необходимых бухгалтерских документов и следят за прочими
манипуляциями, необходимыми для того, чтобы запрошенное мероприятие прошло в
нужном русле. К сожалению, профессионализм этих людей оставляет желать лучшего,
поэтому нам приходится многое объяснять, порой по нескольку раз. И мы
объясняем, потому что это наш заказчик. Впрочем заказчик и не обязан знать все
тонкости работы. Для этого есть мы,
event-компании.
«СУП»: Почему не хватает
профессионалов?
С.А.:
Непрофессиональный подход со стороны
компании-заказчика обычно связан с тем, что многие компании не так часто
проводят мероприятия. В этом случае содержать целый штат или даже одного
человека, event-менеджера, — просто нерентабельно. Что касается таких компаний
как наша, то их, как правило, немного, поэтому мы не можем принять много
специалистов.
Впрочем, на рынке
происходят изменения. Профессиональный подход к организации каких-либо
мероприятий во многих компаниях набирает обороты. Все больше уделяется
внимания организации целых отделов или как минимум назначению лиц ответственных
за организацию мероприятий. И это не зависит от бренда и величины компании, а от
ее заинтересованности в успешности своего бизнеса.
«СУП»: Кстати, а где вы
находите профессионалов?
С.А.:
Безусловно, можно пригласить специалиста со стороны. В этом случае о его
профессионализме можно узнать в рамках испытательного срока. Но это влечет за
собой временные и финансовые потери. Более эффективно, как показывает практика,
растить, воспитывать свои кадры. Это наиболее продуктивный подход. Во-первых,
сотрудник, уже работающий в вашей компании, знает тонкости деятельности
компании. Во-вторых, можно делать кадровые перемещения, развивая
заинтересованность и таланты других сотрудников. В-третьих, это прекрасная
возможность окружить себя как руководителя эффективно развитыми сотрудниками, не
теряя времени на объяснение постановки задачи для реализации бизнес-стратегии.
«СУП»: Что вы можете сказать о
популярности и перспективах инсентива в России?
С.А.:
На мой взгляд, инсентив имеет огромные перспективы и будет развиваться крайне
динамично. Например, вселяет оптимизм тот факт, что за последнее время
реконструировано много отелей, в которых есть конгресс-центры со всем
необходимым оборудованием.
Все больший интерес появляется
у иностранных компаний к сотрудничеству с российским бизнесом, что привлекает в
страну прежде всего деловых туристов.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (51), апрель 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.